Письмо в редакцию ::::::................::::::::::::::::::..............::::::::::::::::::::...................:::::::::::::::::::::::::

Почтенный журнал "Broadcasting" (№ 3 за 2003 г.) прямо-таки вывел меня из себя очередным блоком материалов по интернет-вещанию! Как говорил герой одной известной комедии: хочется рвать и метать. Ну сколько можно говорить об одном и том же с одними и теми же на одном и на том же околопещерном уровне. Не обижайтесь на меня, ради бога, господа из редакции. Но заявлять, что вы "многим адресовали" вопрос о будущем интернет-вещания и получили всего пять ответов... наверное, тема неактуальная... оптимистические прогнозы...расширение рынков сбыта... рейтинг... Бред. Кому вы задавали вопросы? Продавцам. Давно знаем и уважаем "Эру", слышали о всяких ООО и АОЗТ, фирмах и компаниях, представители которых рассуждают об интернет-вещании. Но ведь все это продавцы. Обычные продавцы товаров или услуг. А проблема интернет-вещания - это, прежде всего, социокультурная проблема. С продавцами мы ее обсуждали еще в 1996 году. С "Демосом", "МТУ-информ", "ПТТ-Телепорт", "Телеком-центр", "Комкор". В 1996 году мы - первый российский интернет-клуб СКРИН - начали регулярные видеотрансляции в интернет рок-концертов, поэтических вечеров, джазовых сейшенов из нашего арт-интернет-кафе. Тогда же стали составлять архив видео на площадке "Демоса". Тогда же пошли по всем крупным и разным компаниям, имеющим отношение к интернету с предложением начать планомерное и грамотное вещание в интернет. Дело доходило даже до составления вещательной сетки (благо, мы почти 10 лет работали на Останкино - так назывался раньше 1 канал ОРТ). Уже в то время мы неустанно говорили о необходимости самоценного контентного наполнения вещательного канала в сети. Не ретрансляция ТВ-каналов, не тупая система видео-он-деманд американских фильмов из провинциальных видео-салонов, а уникальные авторские программы, работа с архивами, развитие интерактивности в разных ее модификациях. Ни один хозяин ни одной даже крупной компании не хотел ни копейки вкладывать в подобный проект. Тогдашний директор по интернет-технологиям "МТУ-Информ" Николай Репин и члены его команды горячо говорили о необходимости заполнения этой ячейки рунета, которая, в противном случае, может быть занята порнодилерами и прочими безобразниками. А через некоторое время выяснилось, что их начальство не собирается заниматься этим проектом. Репин пошел на повышение и интерес к вещанию в сети и у него пропал окончательно. Везде нас слушали внимательно, порой с восторгом, потом говорили о необходимости сотрудничества и заниматься дайвингом на Канары. Мы по-прежнему подхалтуривая там и сям, покупали видеокассеты, бегали снимали театральные спектакли, рок-концерты, художественные выставки по Москве, связывались с региональными телекомпаниями, ночами оцифровывали интересные программы на разноформатных носителях, присылаемые из провинции, с трудом наскребали гроши, чтобы купить новый диск на нашем видеосервере. Архивы росли, ясно уже, что ничего подобного нет не только в России, но и за рубежом. Еще в 1998 г. мы предложили джазовой студии г. Сиэттла под руководством известной скрипачки Ладонны Смит провести музицирование детей скрипачей из Москвы и Сиэттла в режиме видеконференции . Мы технически были готовы к этому. Ладонна ответила, что с их стороны все это чрезвычайно трудно, дорого, технически неосуществимо. В 1999 г. во время бомбежек Белграда к нам обратились организаторы традиционного югославского джазового фестиваля с просьбой поддержать фестиваль и провести его виртуально, так как они сидят в бункере и не могут принять музыкантов из других стран. Югославские джазмены просили всех свободных музыкантов мира участвовать в акции и многие поддержали их, но только из нашего интернет-кафе СКРИН в России смогли организовать прямую видеотрансляцию концертов в указанное время: у нас собралось около 150 джазовых музыкантов и почти 5 часов длился джэм-сейшен в интернете. Это была единственная видеотрансляция, все остальные виртуальные участники смогли обеспечить только аудио-присутствие. СКРИНовский концерт смотрели по всему миру, в том числе и в бомбоубежищах Белграда. Наши проамериканские СМИ старательно промолчали об этой уникальной акции. Зато из США стали регулярно приходить уважительные письма с просьбами поучаствовать в различного рода профессиональных опросах и семинарах по проблеме вещания в интернете.
Прошли годы. Сменился век. И что мы имеем сейчас? Закрыто арт-интернет-кафе - помещение забрали под коммерческие нужды. С сентября прошлого года "Демос" стал выставлять нам счет за трафик - платим из своей зарплаты сотрудников научно-исследовательской лаборатории информационных технологиий московского педагогического университета. Недавно один из руководителей крупной компании - "Роснет"- опять сказал нам, что они твердо решили создавать "первый настоящий вещательный канал в интернете". Недоверчиво хмыкнув, мы опять мобилизовали все свои связи и ресурсы, составили программную сетку из уникальных авторских программ, политических, развлекательных, музыкальных, культурологических, предложили варианты интерактивности для каждой их них, составили смету и... Хозяин, сделав очень удивленные глаза, спросил нас: вы ведь до этого как-то бесплатно все это делали, так почему сейчас за это надо платить? И вообще, продолжил он, любовно гладя фотографию его, родного, на фоне его личного реактивного самолета, давайте сотрудничать. В переводе на простой разговорный: вы работайте, работайте, а мы это будем пытаться продавать под нашим лэйблом, пойдет - хорошо, не пойдет - значит, не судьба. Что мы вкладываем в сотрудничество - понятно. У нас есть несколько профессиональных видеокамер, видеосервер, мощный компьютер с возможностями работы с видео и звуком, огромный опыт, уникальные огромные видеоархивы. А вот что вкладывает владелец личного самолета, роскошных иномарок, многомиллионных годовых долларооборотов, кроме своего благорасположения? Конечно, это приятно, когда богатый папик хорошо к тебе относится - брезжит какая-то надежда, но я ведь уже вышла из возраста фотомодели, да и статус дамочки, ожидающей мимолетных подачек от расщедрившегося после сауны Пал Палыча, никогда не был мне желанен. Тем более сейчас. А тут еще появляется ваш журнал, который, такое ощущение, только неделю назад узнал о том, что, оказывается, видео можно смотреть по интернету! Вау, супер... Кто у нас там занимается этим делом из наших рекламодателей? НПФ "Эра" - да? Сергей Жатько когда-то звонил нашему технарю с чудным именем Купидон и спрашивал, какой платочкой можно проводить трансляции в сеть. Молодцы, интересуются. Рассчитывают, наверное, на увеличение объема продаж их монтажного и студийного обрудования. Еще кто-то там у вас рассуждает о том, что "наш народ не готов" тра-та-та, широкая аудитория отсутствует бла-бла-бла... А что хоть кто-то из опрошенных вами сделал для развития вещания в сети? Сколько лет говорится одно и то же и совершенно ничего не делается? Все забыли ( а может и не знают в силу своего новорусско-продавцового невежества), что первые радиоприемники были в количестве - один на несколько деревень, телевизор - один на многоквартирный дом, все соседи собирались смотреть телевизор, как на праздник, слушать "колокольчик" на столбе, как глас божий. И создатели программ не жалели сил и денег на создание того, что сейчас мы называем модным словцом "контент". Правда, тогда за эти программы платило государство. Вот, где собака зарыта. А у нас президент нового российского государства предпочел провести свою конференцию в интернете с компанией Би-Би-Си, а не с отечественными провайдерами. Хотя еще в 1997 г. именно российский Институт Космических Исследований (кстати, один из учредителей нащего СКРИНа) провел уникальный сеанс трансляции в Интернет видеомоста с космонавтами с орбиты. И специалисты из ИКИ все сделали очень быстро и качественно. Что говорит о том, что наши провайдеры работать умели. Когда-то. А сейчас? Весело было бы представить, что телевидение появилось бы в нашей стране только сейчас и какие-нибудь представители ООО или ПБОЮЛ, то бишь, продавцы, авторитетно заявляли бы, что заниматься производством программ не выгодно, аудитория не готова и проч., и проч. В повести "Город без имени" В.Ф. Одоевский в 1839 г. писал: "Купцы сделались правителями, и правление обратилось в компанию в акциях. Исчезли все великие предприятия, которые не могли непосредственно принести какую-либо выгоду или которых цель неясно представлялась ограниченному, корыстному взгляду торговцев... Банкирский феодализм торжествовал...И странно и страшно было видеть возле мрачных мраморных чертогов, говоривших о прежнем величии, необузданную, грубую толпу, в буйном разврате спорившую или о власти, или о дневном пропитании!" И не было бы у нас ни ТВ, ни радио. Что тоже замечательно - больше бы читали. Нет, книг нам особо много не надо - народ не особо любит умные книжки читать. Вот, придумала: пусть все берут по лопате и копают, копают... И на свежем воздухе, и польза есть - пусть копают котлован под новый офис какого-нибудь самого большого в мире российского интернет-провайдера. Замечательно! Иностранцам-то нос утрем. А то у них там оптоволокно в каждую квартиру идет, они там концерты Мадонны по интернету смотрят. Неча жирниться-то - бери лопату и пшел вон.
Бесполезно вопрошать, как, мол, вам не стыдно, господа провайдеры, продавцы компьютерной техники, сетевики и прочие "купцы". Как-то это по-комсомольски звучит. И глупо в очередной раз призывать купить на один "мерседес" меньше, но хоть пару лет по-настоящему поработать над созданием полноценного вещательного проекта в русском секторе интернета. Ведь всего год проработавший и исчезнувший "Питер-ТВ", хорошо начавшийся, но давно рассосавшийся "РусТВ", разовые трансляции "Максидрома" "МТУ-Информом", амбициозно заявляемый, но просто никакой "Рамблер-Телесеть" - все это нельзя считать серьезными проектами. Так же, как и наше СКРИНовское "Альтернативное телевидение", хоть и давно существующее, хоть и отнимающее у нас бездну сил и энергии, хоть и занявшее, на мой взгляд, определенное место в деле развития вещания в сети, но от этого не менее дилетантское, чем все вышеперечисленные . Да, отдельно хотелось бы сказать несколько слов о проекте "Рамблер-Телесеть". Давно знаю С. Савушкина по его работе на ТВ. Может быть, и он помнит мои видеарт-проекты "Остров", фестивали альтернативной культуры "Сырок" в начале 90-х. Но то, что он говорит в этом же самом вашем злополучном номере журнала "Broadcasting" № 3 за 2003 г. - смешно и как-то очень по-детски. "Рамблер-Телесеть" - это невразумительный симбиоз с телевидением, этакий уродец, рожденный от несовершеннолетних родителей, восторженных, пылких от предоставленных им грандиозных возможностей ... новых технологий, но еще не готовых стать самостоятельными и ответственными по отношению к их собственному творению. Чего стоят только слова о "комфортном" созерцании видео по домашнему модемному соединению - чума! Присутствие проекта в рунете - просто какая-то мистификация. Рассуждения об интерактиве проекта даже не умиляют - уровень моих студентов - непродвинутых пользователей. Я так думаю, что мне можно поговорить о продаже "Рамблеру" наших многочисленных вариантов интерактива, под маркой модного ныне "ноу-хау". Вот только у нас ведь также модно сейчас все выслушать, законспектировать, потом сказать, что это все они и без нас знали и опять-таки улететь на те же самые Канары. Или, в лучшем случае, еще разок предложить посотрудничать. Милые вы мои, не сотрудничать тут надо. А выделить определенную (немалую) сумму денег и работать. Как сделал в свое время так часто поминаемый вами Тед Тернер. Вложите 40 млн. долларов в долгосрочный проект, а потом примеряйте на себя его лавровый венок. А не наоборот. Иначе у вас не "первый настоящий телерадиовещательный канал в интернете" получится, а обычный кусок свинины в лавровом соусе.
И в конце письма позвольте мне окончательно обнаглеть и сделать позитивное резюме после всей кучи грубого негатива, который я вывалила на вас. Подвести, так сказать, итоги. Выдать желаемое за прогноз.
Рано или поздно должен появиться крупный сетевой оператор, который займется созданием уникального интернет-контента, видео и радио, со множеством вариантов интерактива, параллельно работая над реализацией давно пафосно провозглашаемых, но по-прежнему тупо и медленно реализуемых планов широкомасштабного подключения пользователей по выделенным каналам. "Выделенка" войдет в каждый дом, будет доступна по цене даже школярам, как сейчас им доступен сотовый телефон. И к этому моменту вещательная ниша в интернете должна быть уже наполнена разнообразным и самоценным содержанием такого уровня, чтобы телевизионные прграммы остались потребляемыми только в далеких кишлаках и аулах, в отрезанных от цивилизации стойбищах ительменов. Вот тогда у нас, наконец-то, будет хоть чуть повеселее и мы с Купидоном устроим "танцi" с субкоманданте Карлосом (уж он-то давно понял, что путь нищего мексиканского крестьянина к свободе лежит именно через интернет). Танцуем, мачо!

Президент интернет-клуба СКРИН,
кандидат социологических наук
Комарова Наталия.

Шлите комментарии, Шура