Письмо в редакцию ::::::................::::::::::::::::::..............::::::::::::::::::::...................:::::::::::::::::::::::::
Почтенный журнал "Broadcasting" (№ 3 за 2003
г.) прямо-таки вывел меня из себя очередным блоком материалов по интернет-вещанию!
Как говорил герой одной известной комедии: хочется рвать и метать. Ну
сколько можно говорить об одном и том же с одними и теми же на одном и
на том же околопещерном уровне. Не обижайтесь на меня, ради бога, господа
из редакции. Но заявлять, что вы "многим адресовали" вопрос
о будущем интернет-вещания и получили всего пять ответов... наверное,
тема неактуальная... оптимистические прогнозы...расширение рынков сбыта...
рейтинг... Бред. Кому вы задавали вопросы? Продавцам. Давно знаем и уважаем
"Эру", слышали о всяких ООО и АОЗТ, фирмах и компаниях, представители
которых рассуждают об интернет-вещании. Но ведь все это продавцы. Обычные
продавцы товаров или услуг. А проблема интернет-вещания - это, прежде
всего, социокультурная проблема. С продавцами мы ее обсуждали еще в 1996
году. С "Демосом", "МТУ-информ", "ПТТ-Телепорт",
"Телеком-центр", "Комкор". В 1996 году мы - первый
российский интернет-клуб СКРИН - начали регулярные видеотрансляции в интернет
рок-концертов, поэтических вечеров, джазовых сейшенов из нашего арт-интернет-кафе.
Тогда же стали составлять архив видео на площадке "Демоса".
Тогда же пошли по всем крупным и разным компаниям, имеющим отношение к
интернету с предложением начать планомерное и грамотное вещание в интернет.
Дело доходило даже до составления вещательной сетки (благо, мы почти 10
лет работали на Останкино - так назывался раньше 1 канал ОРТ). Уже в то
время мы неустанно говорили о необходимости самоценного контентного наполнения
вещательного канала в сети. Не ретрансляция ТВ-каналов, не тупая система
видео-он-деманд американских фильмов из провинциальных видео-салонов,
а уникальные авторские программы, работа с архивами, развитие интерактивности
в разных ее модификациях. Ни один хозяин ни одной даже крупной компании
не хотел ни копейки вкладывать в подобный проект. Тогдашний директор по
интернет-технологиям "МТУ-Информ" Николай Репин и члены его
команды горячо говорили о необходимости заполнения этой ячейки рунета,
которая, в противном случае, может быть занята порнодилерами и прочими
безобразниками. А через некоторое время выяснилось, что их начальство
не собирается заниматься этим проектом. Репин пошел на повышение и интерес
к вещанию в сети и у него пропал окончательно. Везде нас слушали внимательно,
порой с восторгом, потом говорили о необходимости сотрудничества и заниматься
дайвингом на Канары. Мы по-прежнему подхалтуривая там и сям, покупали
видеокассеты, бегали снимали театральные спектакли, рок-концерты, художественные
выставки по Москве, связывались с региональными телекомпаниями, ночами
оцифровывали интересные программы на разноформатных носителях, присылаемые
из провинции, с трудом наскребали гроши, чтобы купить новый диск на нашем
видеосервере. Архивы росли, ясно уже, что ничего подобного нет не только
в России, но и за рубежом. Еще в 1998 г. мы предложили джазовой студии
г. Сиэттла под руководством известной скрипачки Ладонны Смит провести
музицирование детей скрипачей из Москвы и Сиэттла в режиме видеконференции
. Мы технически были готовы к этому. Ладонна ответила, что с их стороны
все это чрезвычайно трудно, дорого, технически неосуществимо. В 1999 г.
во время бомбежек Белграда к нам обратились организаторы традиционного
югославского джазового фестиваля с просьбой поддержать фестиваль и провести
его виртуально, так как они сидят в бункере и не могут принять музыкантов
из других стран. Югославские джазмены просили всех свободных музыкантов
мира участвовать в акции и многие поддержали их, но только из нашего интернет-кафе
СКРИН в России смогли организовать прямую видеотрансляцию концертов в
указанное время: у нас собралось
около 150 джазовых музыкантов и почти 5 часов длился джэм-сейшен в интернете.
Это была единственная видеотрансляция, все остальные виртуальные участники
смогли обеспечить только аудио-присутствие. СКРИНовский концерт смотрели
по всему миру, в том числе и в бомбоубежищах Белграда. Наши проамериканские
СМИ старательно промолчали об этой уникальной акции. Зато из США стали
регулярно приходить уважительные письма с просьбами поучаствовать в различного
рода профессиональных опросах и семинарах по проблеме вещания в интернете.
Прошли годы. Сменился век. И что мы имеем сейчас? Закрыто арт-интернет-кафе
- помещение забрали под коммерческие нужды. С сентября прошлого года "Демос"
стал выставлять нам счет за трафик - платим из своей зарплаты сотрудников
научно-исследовательской лаборатории информационных технологиий московского
педагогического университета. Недавно один из руководителей крупной компании
- "Роснет"- опять сказал нам, что они твердо решили создавать
"первый настоящий вещательный канал в интернете". Недоверчиво
хмыкнув, мы опять мобилизовали все свои связи и ресурсы, составили программную
сетку из уникальных авторских программ, политических, развлекательных,
музыкальных, культурологических, предложили варианты интерактивности для
каждой их них, составили смету и... Хозяин, сделав очень удивленные глаза,
спросил нас: вы ведь до этого как-то бесплатно все это делали, так почему
сейчас за это надо платить? И вообще, продолжил он, любовно гладя фотографию
его, родного, на фоне его личного реактивного самолета, давайте сотрудничать.
В переводе на простой разговорный: вы работайте, работайте, а мы это будем
пытаться продавать под нашим лэйблом, пойдет - хорошо, не пойдет - значит,
не судьба. Что мы вкладываем в сотрудничество - понятно. У нас есть несколько
профессиональных видеокамер, видеосервер, мощный компьютер с возможностями
работы с видео и звуком, огромный опыт, уникальные огромные видеоархивы.
А вот что вкладывает владелец личного самолета, роскошных иномарок, многомиллионных
годовых долларооборотов, кроме своего благорасположения? Конечно, это
приятно, когда богатый папик хорошо к тебе относится - брезжит какая-то
надежда, но я ведь уже вышла из возраста фотомодели, да и статус дамочки,
ожидающей мимолетных подачек от расщедрившегося после сауны Пал Палыча,
никогда не был мне желанен. Тем более сейчас. А тут еще появляется ваш
журнал, который, такое ощущение, только неделю назад узнал о том, что,
оказывается, видео можно смотреть по интернету! Вау, супер... Кто у нас
там занимается этим делом из наших рекламодателей? НПФ "Эра"
- да? Сергей Жатько когда-то звонил нашему технарю с чудным именем Купидон
и спрашивал, какой платочкой можно проводить трансляции в сеть. Молодцы,
интересуются. Рассчитывают, наверное, на увеличение объема продаж их монтажного
и студийного обрудования. Еще кто-то там у вас рассуждает о том, что "наш
народ не готов" тра-та-та, широкая аудитория отсутствует бла-бла-бла...
А что хоть кто-то из опрошенных вами сделал для развития вещания в сети?
Сколько лет говорится одно и то же и совершенно ничего не делается? Все
забыли ( а может и не знают в силу своего новорусско-продавцового невежества),
что первые радиоприемники были в количестве - один на несколько деревень,
телевизор - один на многоквартирный дом, все соседи собирались смотреть
телевизор, как на праздник, слушать "колокольчик" на столбе,
как глас божий. И создатели программ не жалели сил и денег на создание
того, что сейчас мы называем модным словцом "контент". Правда,
тогда за эти программы платило государство. Вот, где собака зарыта. А
у нас президент нового российского государства предпочел провести свою
конференцию в интернете с компанией Би-Би-Си, а не с отечественными провайдерами.
Хотя еще в 1997 г. именно российский Институт Космических Исследований
(кстати, один из учредителей нащего СКРИНа) провел уникальный сеанс трансляции
в Интернет видеомоста с космонавтами с орбиты. И специалисты из ИКИ все
сделали очень быстро и качественно. Что говорит о том, что наши провайдеры
работать умели. Когда-то. А сейчас? Весело было бы представить, что телевидение
появилось бы в нашей стране только сейчас и какие-нибудь представители
ООО или ПБОЮЛ, то бишь, продавцы, авторитетно заявляли бы, что заниматься
производством программ не выгодно, аудитория не готова и проч., и проч.
В повести "Город без имени" В.Ф. Одоевский в 1839 г. писал:
"Купцы сделались правителями, и правление обратилось в компанию в
акциях. Исчезли все великие предприятия, которые не могли непосредственно
принести какую-либо выгоду или которых цель неясно представлялась ограниченному,
корыстному взгляду торговцев... Банкирский феодализм торжествовал...И
странно и страшно было видеть возле мрачных мраморных чертогов, говоривших
о прежнем величии, необузданную, грубую толпу, в буйном разврате спорившую
или о власти, или о дневном пропитании!" И не было бы у нас ни ТВ,
ни радио. Что тоже замечательно - больше бы читали. Нет, книг нам особо
много не надо - народ не особо любит умные книжки читать. Вот, придумала:
пусть все берут по лопате и копают, копают... И на свежем воздухе, и польза
есть - пусть копают котлован под новый офис какого-нибудь самого большого
в мире российского интернет-провайдера. Замечательно! Иностранцам-то нос
утрем. А то у них там оптоволокно в каждую квартиру идет, они там концерты
Мадонны по интернету смотрят. Неча жирниться-то - бери лопату и пшел вон.
Бесполезно вопрошать, как, мол, вам не стыдно, господа провайдеры, продавцы
компьютерной техники, сетевики и прочие "купцы". Как-то это
по-комсомольски звучит. И глупо в очередной раз призывать купить на один
"мерседес" меньше, но хоть пару лет по-настоящему поработать
над созданием полноценного вещательного проекта в русском секторе интернета.
Ведь всего год проработавший и исчезнувший "Питер-ТВ", хорошо
начавшийся, но давно рассосавшийся "РусТВ", разовые трансляции
"Максидрома" "МТУ-Информом", амбициозно заявляемый,
но просто никакой "Рамблер-Телесеть" - все это нельзя считать
серьезными проектами. Так же, как и наше СКРИНовское "Альтернативное
телевидение", хоть и давно существующее, хоть и отнимающее у нас
бездну сил и энергии, хоть и занявшее, на мой взгляд, определенное место
в деле развития вещания в сети, но от этого не менее дилетантское, чем
все вышеперечисленные . Да, отдельно хотелось бы сказать несколько слов
о проекте "Рамблер-Телесеть". Давно знаю С. Савушкина по его
работе на ТВ. Может быть, и он помнит мои видеарт-проекты "Остров",
фестивали альтернативной культуры "Сырок" в начале 90-х. Но
то, что он говорит в этом же самом вашем злополучном номере журнала "Broadcasting"
№ 3 за 2003 г. - смешно и как-то очень по-детски. "Рамблер-Телесеть"
- это невразумительный симбиоз с телевидением, этакий уродец, рожденный
от несовершеннолетних родителей, восторженных, пылких от предоставленных
им грандиозных возможностей ... новых технологий, но еще не готовых стать
самостоятельными и ответственными по отношению к их собственному творению.
Чего стоят только слова о "комфортном" созерцании видео по домашнему
модемному соединению - чума! Присутствие проекта в рунете - просто какая-то
мистификация. Рассуждения об интерактиве проекта даже не умиляют - уровень
моих студентов - непродвинутых пользователей. Я так думаю, что мне можно
поговорить о продаже "Рамблеру" наших многочисленных вариантов
интерактива, под маркой модного ныне "ноу-хау". Вот только у
нас ведь также модно сейчас все выслушать, законспектировать, потом сказать,
что это все они и без нас знали и опять-таки улететь на те же самые Канары.
Или, в лучшем случае, еще разок предложить посотрудничать. Милые вы мои,
не сотрудничать тут надо. А выделить определенную (немалую) сумму денег
и работать. Как сделал в свое время так часто поминаемый вами Тед Тернер.
Вложите 40 млн. долларов в долгосрочный проект, а потом примеряйте на
себя его лавровый венок. А не наоборот. Иначе у вас не "первый настоящий
телерадиовещательный канал в интернете" получится, а обычный кусок
свинины в лавровом соусе.
И в конце письма позвольте мне окончательно обнаглеть и сделать позитивное
резюме после всей кучи грубого негатива, который я вывалила на вас. Подвести,
так сказать, итоги. Выдать желаемое за прогноз.
Рано или поздно должен появиться крупный сетевой оператор, который займется
созданием уникального интернет-контента, видео и радио, со множеством
вариантов интерактива, параллельно работая над реализацией давно пафосно
провозглашаемых, но по-прежнему тупо и медленно реализуемых планов широкомасштабного
подключения пользователей по выделенным каналам. "Выделенка"
войдет в каждый дом, будет доступна по цене даже школярам, как сейчас
им доступен сотовый телефон. И к этому моменту вещательная ниша в интернете
должна быть уже наполнена разнообразным и самоценным содержанием такого
уровня, чтобы телевизионные прграммы остались потребляемыми только в далеких
кишлаках и аулах, в отрезанных от цивилизации стойбищах ительменов. Вот
тогда у нас, наконец-то, будет хоть чуть повеселее и мы с Купидоном устроим
"танцi" с субкоманданте Карлосом (уж он-то давно понял, что
путь нищего мексиканского крестьянина к свободе лежит именно через интернет).
Танцуем, мачо!
Президент интернет-клуба СКРИН,
кандидат социологических наук
Комарова Наталия.
|