Романское
искусство в архитектуре Франции.
Паломничества и крестовые походы XI-XIII вв. сыграли огромную роль
в развитии не только европейской экономики и торговли, но культуры
и искусства, обогатили их, ознакомив с культурой Арабского Востока.
Монастыри стали усиленно строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали.
Монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города
в город, из аббатства в аббатство, приносили с собой свой опыт и свои
традиции, тем самым создавая фундамент для единого стиля при сохранении
местных особенностей.
В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик
постепенно сменяется более прочным камнем. Для нейтрализации давления
на стены и распора, который дает свод (сначала полуцилиндрический,
а затем появившийся крестовый), стены и столбы первых романских храмов
с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы
- редкими и узкими. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах,
окружающих замок феодала (XI в.). Тип феодального замка окончательно
складывается именно в эту эпоху.
Франции принадлежала ведущая роль в культурной жизни Европы: романское
искусство формировалось здесь наиболее последовательно. Выдающиеся
сооружения этого периода были созданы во французских провинциях –
Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии.
Бургундия являлась своеобразным центром торговли и ремёсел. Именно
в Восточной Франции построены самые крупные и величественные романские
соборы Франции, отличавшиеся живописным и скульптурным убранством.
Так же бургундскими архитекторы были разработаны конструктивные новшества,
позволяющие уменьшить объем стен и увеличить вместимость соборов,
а так же достигнуть большой высоты сводов.
К наиболее известным романским постройкам Бургундии относятся церкви
Сен-Лазар в Отене (1112-1132гг.) и Сен-Мадлен в Везле (1120-1150).
По преданию в церкви Сен-Лазар хранились останки Лазаря, воскрешенного
Христом, а в храме Сен-Мадлен- реликвии Святой Марии Магдалины.
Для архитектуры Оверни (Центральная Франция) характерны мощь, простота
и монументальность. В массивных церквях с толстыми стенами скульптурные
украшения использовались весьма скупо. Так церковь Нотр – Дам – дю
- Пор в Клермоне (XII)снаружи была оформлена неглубокими нишами, небольшими
скульптурными вставками и каменными плитами разных оттенков. Только
в конце XII на ее южном портале поместили рельеф с изображением Христа
во «славе» и сценами из Нового завета.
На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское
зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителиями – все
свидетельствует о том, что традиции древней культуры здесь не были
забыты. Храмы Прованса были богато украшены скульптурой, но она не
покрывает всей поверхности стен, как в церквах Бургундии, а появляется
только на капителиях и по сторонам порталов.
Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии, которая входила
в состав владений английского короля. Архитекторы довольно долгое
время использовали деревянные перекрытия- своды появились здесь только
в конце XI века. Церкви Номандии отличались внутренними просторными
помещениями, большими башнями, расположенными по сторонам фасада и
в центре здания, а внешне здание больше походило на крепость.
Споры в области теологии в XI-XII вв. породили новые сюжеты: обязательный
"Страшный суд", апокалиптические видения, история страданий
и смерти Христа ("Страсти Христовы"), жития святых - мучеников
за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи.
Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими. Так,
в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую
душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского
искусства.
Готическое
искусство в архитектуре Франции.
Наименование «готическое искусство» возникло в эпоху Возрождения.
Этот термин означал варварское искусство, не следующее античным традициям.
Оно противостояло «римскому». В различных европейских странах готика
имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но расцвет
приходит на XIII-XIV века. искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и
позднюю готику.
К концу XII века центром религиозной, экономической, культурной и
политической жизни общества становятся города. Соборы должны были
вмещать в себя все многочисленное городское население. Перед соборами
выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.
Устраивались здесь так же и театрализованные религиозные представления.
В отличие от тяжеловесных и приземистых церквей романского периода,
готические соборы выглядели немного легче и были устремлены вверх.
В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому настенная
роспись уступила место витражу- изображению, составленному из скрепленных
между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Внутри
и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.
В готический период изменился образ Христа- на первый план выдвинулась
тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего
и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Готическое
искусство постоянно обращалось к образу Богоматери – заступницы и
просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически
одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для средневековья.
Следует сказать, что вера в чудеса, фантастических животных и чудовищ
не утратила своей силы. Их изображения встречаются в готическом искусстве
так же часто, как и в романском: например, в виде скульптур – химер
или статуй-водостоков - гаргулей.
Готическое искусство первоначально возникло и развивалось во Французской
провинции Иль- де- Франс. Во многом это было связано с усилением могущества
французского государства, укреплением королевской власти, ростом городов.
Расцвет литературы и науки, а так же разнообразных ремесел превратил
Париж в столицу европейской культуры.
Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы
Франции – Нотр-Дам де Пари.
К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры относятся
соборы в Реймсе (!211-1330) и Амьене (1218-1268).
На XIV-XV вв. приходится завершающий этап средневекового искусства
во Франции. Этот период получил наименование поздней, или «пламенеющей»
готики: линии самых разных изображений приобрели форму языков пламени…
BACK