BACK

 

 

 

 

Романское искусство в архитектуре Франции.
Паломничества и крестовые походы XI-XIII вв. сыграли огромную роль в развитии не только европейской экономики и торговли, но культуры и искусства, обогатили их, ознакомив с культурой Арабского Востока. Монастыри стали усиленно строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали. Монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в город, из аббатства в аббатство, приносили с собой свой опыт и свои традиции, тем самым создавая фундамент для единого стиля при сохранении местных особенностей.
В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно сменяется более прочным камнем. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод (сначала полуцилиндрический, а затем появившийся крестовый), стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы - редкими и узкими. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в.). Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху.
Франции принадлежала ведущая роль в культурной жизни Европы: романское искусство формировалось здесь наиболее последовательно. Выдающиеся сооружения этого периода были созданы во французских провинциях – Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии.
Бургундия являлась своеобразным центром торговли и ремёсел. Именно в Восточной Франции построены самые крупные и величественные романские соборы Франции, отличавшиеся живописным и скульптурным убранством. Так же бургундскими архитекторы были разработаны конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен и увеличить вместимость соборов, а так же достигнуть большой высоты сводов.
К наиболее известным романским постройкам Бургундии относятся церкви Сен-Лазар в Отене (1112-1132гг.) и Сен-Мадлен в Везле (1120-1150). По преданию в церкви Сен-Лазар хранились останки Лазаря, воскрешенного Христом, а в храме Сен-Мадлен- реликвии Святой Марии Магдалины.
Для архитектуры Оверни (Центральная Франция) характерны мощь, простота и монументальность. В массивных церквях с толстыми стенами скульптурные украшения использовались весьма скупо. Так церковь Нотр – Дам – дю - Пор в Клермоне (XII)снаружи была оформлена неглубокими нишами, небольшими скульптурными вставками и каменными плитами разных оттенков. Только в конце XII на ее южном портале поместили рельеф с изображением Христа во «славе» и сценами из Нового завета.
На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителиями – все свидетельствует о том, что традиции древней культуры здесь не были забыты. Храмы Прованса были богато украшены скульптурой, но она не покрывает всей поверхности стен, как в церквах Бургундии, а появляется только на капителиях и по сторонам порталов.
Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии, которая входила в состав владений английского короля. Архитекторы довольно долгое время использовали деревянные перекрытия- своды появились здесь только в конце XI века. Церкви Номандии отличались внутренними просторными помещениями, большими башнями, расположенными по сторонам фасада и в центре здания, а внешне здание больше походило на крепость.
Споры в области теологии в XI-XII вв. породили новые сюжеты: обязательный "Страшный суд", апокалиптические видения, история страданий и смерти Христа ("Страсти Христовы"), жития святых - мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства.

Готическое искусство в архитектуре Франции.

Наименование «готическое искусство» возникло в эпоху Возрождения. Этот термин означал варварское искусство, не следующее античным традициям. Оно противостояло «римскому». В различных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но расцвет приходит на XIII-XIV века. искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику.
К концу XII века центром религиозной, экономической, культурной и политической жизни общества становятся города. Соборы должны были вмещать в себя все многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. Устраивались здесь так же и театрализованные религиозные представления.
В отличие от тяжеловесных и приземистых церквей романского периода, готические соборы выглядели немного легче и были устремлены вверх. В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому настенная роспись уступила место витражу- изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.
В готический период изменился образ Христа- на первый план выдвинулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери – заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для средневековья. Следует сказать, что вера в чудеса, фантастических животных и чудовищ не утратила своей силы. Их изображения встречаются в готическом искусстве так же часто, как и в романском: например, в виде скульптур – химер или статуй-водостоков - гаргулей.
Готическое искусство первоначально возникло и развивалось во Французской провинции Иль- де- Франс. Во многом это было связано с усилением могущества французского государства, укреплением королевской власти, ростом городов. Расцвет литературы и науки, а так же разнообразных ремесел превратил Париж в столицу европейской культуры.
Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр-Дам де Пари.
К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры относятся соборы в Реймсе (!211-1330) и Амьене (1218-1268).
На XIV-XV вв. приходится завершающий этап средневекового искусства во Франции. Этот период получил наименование поздней, или «пламенеющей» готики: линии самых разных изображений приобрели форму языков пламени…

BACK