BACK
Собор Парижской Богоматери
построен в западной части острова Сите, на месте где в 1 веке до н.э.
находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру.
Строительство было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли.
Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III
. В процессе строительства, которое завершилось только к середине
XIV века, первоначальный план был значительно изменен.
Нотр-Дам де Пари представляет собой базилику длинной сто двадцать
девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного-
трансепта.
В процессе строительства, которое завершилось только в середине XIV
века первоначальный план строительства претерпел ряд изменений. Средства
на постройку главного собора Парижа щедро жертвовал король, епископы
и простые граждане. К благородному делу строительства собора подключились
даже парижские проститутки: их сообщество официально запрошивало духовные
власти, можно ли им, блудницам, пожертвовать деньги на храм. Им ответили:
да, можно, при условии, что это останется в тайне.
Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, а в январе 1285
прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в соборе торжественную
службу. к 1196 году храм был практически закончен, работы продолжались
только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены
башни.
Левый портал, посвященный Святой Деве, украшает скульптура «Слава
Пресвятой Девы». Это один из лучших образцов ранней французской готики.
Правый портал посвящен Святой Анне, и на нем высекчены сцены из ее
жизни. Средний портал производит более суровое впечатление. В центре
находится трехъярусная композиция «Страшный суд», над которой возвышается
фигура грозного Судьи мира- скульптура Христа, окруженного апостолами,
по шесть с каждой стороны. Скульптуры всех трех порталов являются
одгним из лучших произведение средневековья. Они объединены одним
замыслом: изобразить всю религиозную историю христианства от грехопадения
до страшного Суда. Значительная часть скульптур Собора Парижской Богоматери
, включая всек двадцать восемь статуй галереи Королей, является копиями
XIX века: оригинал был уничтожен в годы французской революции.
Из каменного убранства фасадов интересны знаменитые статуи химер.
Они установлены на верхней площадке собора, у подножья башен.Химеры,
разрушенные от времени, были восстановлены в 1850-1860-х годах скульптором
Виоле ле Дюком.
Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной
живописи, а единственным источником света в однообразно- сером интерьере
являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых
окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой
оттенков.
Изображение на витражах выполнены в соответствии со средневековыми
канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя,
на витражах боковых стен- фрагменты из жизни святых. В окна боковых
капелл представлены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного,
диаметром 13 метров, окна- розы включают в себя около восьмидесяти
сцен из Ветхого Завета.
К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало
подлинных. В неприкосновенности до нас дошло только окно- роза. В
Годы великой революции храм Богоматери вызывал злобу и ненависть у
масонов- руководителей. Храм
так же сильно пострадал от времени. И в те годы, когда Виктор Гюго
работал над своим знаменитым Романом «Собор Парижской Богоматери»,
зданию угрожало полное разрушение.
В зависимости от времени дня и погоды, собор окрашивается в самые
различные тона серого цвета: от стального до дымчатого. А вечером,
в лучах заходящего солнца башни храма выглядят розово- пепельными.
BACK
|