Московский Кремль является уникальным музеем, в котором за каждым зданием таится упоминание об истории нашей Родины. Центром Кремля является Соборная или Царская площадь. Посередине ее находится удивительно простое, но вместе с тем величественное здание Успенского Собора. Этот храм - образец московской соборной архитектуры - воздвигнут в 1475 - 79 гг. на месте более древнего храма времен Ивана Калиты гениальным итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти по образцу Владимирского Успенского собора. В его архитектуре соединены византийское, романское, готическое и русское искусство в одно гармоническое целое. Фиораванти наполнил новым содержанием традиционно русскую схему. Новый Успенский собор в Москве впервые осознается как первопрестольный храм не отдельного княжества, а всего Русского государства. Внутри собор отличается необычным для русского средневековья простором и обилием света, необыкновенно яркой освещенностью. Его создатели хорошо понимали роль нового храма, который предназначался для торжественных церковных служб и церемоний, имеющих общегосударственное значение. В главном соборе Руси удельные князья приносили присягу Москве, венчались на царство цари, короновались императоры. Здесь оглашали государственные указы. В соборе совершался ритуал избрания главы Русской церкви. Многие русские патриархи и митрополиты здесь и похоронены. Неудивительно, что собор, игравший такую важную роль в жизни государства, украшался с необычайным великолепием. Одним из древнейших памятников русской живописи в Успенском соборе является "Георгий" Покровитель ратоборцев изображен в виде мужественного юного воина. Его широкоплечая фигура, облаченная в золотые доспехи и алый плащ, почти целиком заполняет поле иконы. От нее веет духом непоколебимой твердости и уверенности в победе. На алтарной преграде Успенского собора сохранилась живопись 1481 года. На древних фресках изображены преподобные - монахи, почитаемые церковью, прославившиеся своей праведной жизнью. В числе двадцати почитаемых святых - изображение одного из основателей монастырского устава и авторов правил монашеской жизни - Феодосия Великого. Большую же часть стен собора занимает живопись XVII века. Великолепный ансамбль росписей Успенского собора 1642-1643 годов объединяет в себе 249сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур. Фрески ярусами опоясывают стены собора, непрерывно развёртывая нить повествования.
Войдём в собор через западные двери. Западную сторону почти всю занимает композиция "Страшный Суд." Она в наглядной форме доводила до верующих идею, что после завершения всей земной истории человечества Бог воздаст всем и за праведную, и за грешную жизнь. Необходимым элементом убранства храма являлись иконы. Столетиями в Успенском соборе собирались лучшие образцы иконного письма. Русский благочестивый человек приносил в свой приходский храм свою икону, перед которой привык молиться, и ставил ее на алтарную перегородку. Так возник грандиозный иконостас во всю ширину собора. Он отделяет храм от алтаря. Самой великой святыней среди этих икон является икона Божьей Матери Владимирской. По легенде она написана апостолом Лукой еще при жизни Девы Марии. Находилась она в городе Вышгороде, затем во Владимирском Успенском соборе. В Москву она была перенесена в 1395 г. великим князем Василием I, который призвал ее как защиту против нашествия страшного Тамерлана.
У столпов, поддерживающих своды собора, находятся два места: царское (у левого) и патриаршее (у правого). У патриаршьего места замечателен посох митрополита Петра из черного дерева. А царское место интересно тем, что цари и царицы на нем никогда не становились, и только цесаревич Павел Петрович стоял здесь во время коронования Екатерины II. Против южного придела находится третье очень древнее великокняжеское место, так называемый Мономахов престол. Он весь резной, орехового дерева, московской работы XVI века. Название его связано с тем, что на нескольких резных пластинах, составляющих его основание, проиллюстрирована легенда о получении киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. Верхняя часть моленного места поднята на витых столбиках и украшена ажурными кокошниками. Ножки выполнены в виде фигур четырех фантастических зверей.
Есть еще царицыно моленное место. По традиции во время церковной службы женщины царского дома находились на хорах. В Успенском соборе хоры отсутствуют, поэтому место для моления царицы установлено в основном помещении собора перед иконостасом. Оно было перенесено сюда из домовой церкви в конце XVII века.
Успенский собор хранит немало замечательных памятников декоративно - прикладного искусства. Превосходным образцом литейного дела является ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, исполненный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 г. в шатре, на престоле, в золотом ларце была помещена одна из самых больших христианских реликвий, часть от якобы подлинной ризы (одежды) Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I.
Успенский собор, как и многие кремлевские постройки, сильно пострадал во время наполеоновского нашествия в 1812 г. Именно тогда он лишился многих ценностей и художественных памятников. После изгнания неприятеля из Москвы в соборе начались восстановительные работы. Из серебра, отбитого казаками у отступающей наполеоновской армии, в память о победе было отлито серебряное паникадило, украшенное цветами и гирляндами, весом 328 кг. Это одна из достопримечательностей собора. Южные входные двери собора - так называемые Корсунские врата, иначе Золотые, так как они расписаны по медным листам золотом, - были перенесены в Успенский собор из Суздальского собора Рождества Богородицы. Все эти святыни превосходно иллюстрируют рост и силу Москвы конца XV- начала XVI века, когда она из столицы удельного княжества становится столицей московского государства.
Свое значение главного храма Русского государства Успенский собор сохранял до начала XX века. С 1918 г., как и все другие Кремлевские соборы, этот уникальный архитектурно - художественный памятник является музеем.