Если отойти от многим известного афоризма: весь мир - театр, все люди - актеры, то, очевидно, будет интересно узнать, как развивалась театральная жизнь Москвы. Профессиональная театральная культура начала формироваться в Москве с конца XVII века. В 1672 г. по указу царя Алексея Михайловича в селе Преображенском на Яузе была сооружена "комедийная храмина" - здание первого театра на Руси. Первое представление состоялось 17 октября 1672 г. В этот день была поставлена пьеса на библейский сюжет, которая продолжалась около 10 часов. В 1702 году по указанию Петра I на Красной площади близ Никольских ворот Кремля был открыт первый в России публичный общедоступный театр. Для него было построено длинное одноэтажное здание. Зрительный зал вмещал до 400 человек. Представления давались по понедельникам и четвергам и сопровождались музыкой и сценическими эффектами. В эти дни стража закрывала ворота Кремля, Китай-города и Белого города значительно позднее. Во всех спектаклях обязательно действовал любимец публики - Шут, или, как тогда его называли, "издевочный слуга". Сначала в театре играли иностранные актеры, но в 1704 г. русские актеры показали в театре три пьесы на родном языке. Театр на Красной площади просуществовал до 1707 г. В 30-х годах XVIII века на Красной площади был сооружен деревянный театр на 3 тысячи мест, где устраивались концерты инструментальной музыки и оперные представления. Этот театр, один из самых больших в Европе, строили по проекту молодого Растрелли. Во время одного из больших московских пожаров театр сгорел, и по приказу императрицы Елизаветы Петровны в Лефортово был сооружен новый деревянный театр на 5 тысяч мест. Здание имело воздушное отопление, звукоизоляцию помещений и сцену, оборудованную различными чудесами. Вплоть до середины 18 века в составе трупп русских театров не было ни одной женщины. Все женские роли исполнялись мужчинами. В январе 1763 г. русский актер Федор Волков поставил на улицах Москвы маскарадное шествие в честь коронации Екатерины Второй. Участники маскарада, одетые в соответствующие костюмы, обличали темные стороны русской жизни XVIII века: взяточничество, неправый суд, жестокость.


Старейшим русским музыкальным театром, сокровищницей мирового оперного и балетного искусства, является Большой театр. Датой основания театра считается 28 марта 1776 г., когда в доме князя Воронцова на Знаменке был сыгран первый музыкальный спектакль. С 1780 года театр обосновался на своём нынешнем месте, где для него было выстроено каменное здание. Площадь, где оно находилось, именовалась Петровской, поэтому и театр назвали Петровским. В 1805 г. этот театр сгорел. В 1821-24 гг. по проекту А.А. Михайлова и О.И. Бове для Большого театра построено монументальное здание, которым мы любуемся и сегодня. В 1853 году один из московских пожаров сильно повредил здание. Но уже через 3 года архитектор А. К. Кавос восстановил его. Кавос сохранил прямоугольный объём с повышенной центральной частью, портик, который покоится на 8 мощных колоннах. Над зданием вновь вознеслась четвёрка летящих бронзовых коней, управляемых богом искусств Аполлоном - это символ вечного движения искусства и жизни. Большой театр – одно из лучших театральных зданий мира. Пятиярусный зрительный зал славится своей величиной, превосходной акустикой. Его украшает золочёная лепнина, росписи на потолке, огромная хрустальная многоярусная люстра. Высота зала 21 метр, длина 25 метров, ширина 26 метров. В нём 2153 места. Перед Большим театром раскинулся сквер с фонтаном, который каждую минуту выбрасывает 4 тысячи литров воды. История Большого театра связана с развитием русской классической оперной музыки, которая утверждала патриотические идеи и чувства. Это "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" Глинки , "Князь Игорь" Бородина, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, " Садко" Римского- Корсакова. Начиная с опер "Воевода" и "Опричник", все оперы П.И Чайковского звучали со сцены Большого театра. 11 января 1881 г. впервые был представлен на сцене Большого театра "Евгений Онегин", и теперь свыше 2 тысяч раз прозвучала эта чудесная опера Чайковского в стенах Большого театра. В Большом театре пели корифеи вокального искусства - Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов, Лемешев и Козловский, Нежданова, Барсова, Обухова, Пирогов, Михайлов. В золотой фонд Большого театра вошли балеты Чайковского "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", балет Асафьева "Бахчисарайский фонтан", балет Адана "Жизель" и другие. Нам известны многие звезды большого балета: М. Семенова и Н. Бессмертнова, М. Лиепа, В. Васильев, Е.Максимова, Н. Павлова, Г. Уланова и М. Плисецкая - эти королевы балета. Гастроли Большого театра за рубежом проходят с триумфальным успехом. Большой театр - мудрый, прекрасный воспитатель и просветитель миллионов людей.
Направо от Большого театра расположен также старейший в Москве Государственный академический Малый театр. Здание театра сооружено в 1821 г. Перестроено в 1824 г. архитектором О.И. Бове. А в 1838-40 гг. вновь переоборудовано архитектором К.А.Тоном. Малый театр в Москве нередко называют "домом Островского", так как все пьесы этого известного драматурга были еще при его жизни поставлены в Малом театре. Первой пьесой, которую увидели зрители, была комедия "Не в свои сани не садись". Перед зданием в 1929 г. установлен памятник А.Н.Островскому (скульптор Андреев). Напротив него находится Центральный детский театр, рядом расположен и Театр оперетты, зрительный зал которого вмещает 2 тысячи человек.
Один из ведущих театров нашей страны - МХАТ им. Горького. Эмблемой МХАТ стала чайка, изображенная на занавесе театра, так как одним из первых спектаклей была "Чайка" А.П. Чехова, показанная зрителям в декабре 1898 года, то есть в год основания театра. В день премьеры Чехов получил телеграмму от В.И. Немировича-Данченко: "Только что сыграли "Чайку", успех колоссальный". Автором эмблемы является Ф.О.Шехтель. В конце 1973 г. театральная Москва торжественно отпраздновала 75-летие МХАТа и открытие нового здания театра на Тверском бульваре, неподалеку от дома, где жил Станиславский. В Москве есть театры, которые носят имена выдающихся актеров и режиссеров: М.Н. Ермоловой, Евгения Вахтангова, Станиславского и Немировича-Данченко, С.В.Образцова; и театры, которые носят имена деятелей литературы: Маяковского, Гоголя, Пушкина.
В 1956 г. был основан театр "Современник". Главный режиссер театра - народная артистка РСФСР Галина Волчек. В труппе театра В.Гафт, М.Неелова, Л.Ахеджакова и другие.
Интересен цыганский театр "Ромэн"- единственный в мире. Актеры-цыгане показывают жизнь своего народа. Спектакли насыщены своеобразными мелодиями и огненными танцами. Главный режиссер с 1977 - народный артист СССР Николай Сличенко.
В Москве работает Театр зверей В.Л.Дурова - это своеобразный лекторий с театрализованным показом дрессированных животных.
В Измайлово есть Театр мимики и жеста. Основан в 1960 г. Спектакли рассчитаны как на широкий круг зрителей, так и на людей, лишенных слуха. В театре играют глухие актеры.
Большой популярностью пользуется театр "Сатирикон", созданный Аркадием Райкиным, дело которого продолжает его сын Константин Райкин.
Театральные здания порой меняют своих владельцев, реорганизуются труппы, сменяются поколения артистов, возникают экспериментальные коллективы, ищущие свой особый почерк. В столице работает несколько театров-студий, в том чилсле "Табакерка" Олега Табакова, театр-студия "На юго-западе", "На досках", " У Никитских ворот", мой любимый театр-кабаре "Летучая мышь" и другие. Их небольшие, но преданные искусству коллективы порой в трудных для работы условиях создают оригинальный репертуар и уже завоевали своего зрителя.