Как кольца старого дерева наслаиваются одно на другое по мере его роста, так и кольца Москвы показывают, как росла и расширялась столица. Сначала - Кремль и Китай-город. Мать Ивана Грозного Елена Глинская назвала так эту часть города в память о своей родине - Китай-городке на Подоле. Три главные улицы Китай-города Никольская, Ильинка и Варварка пересекались множеством запутанных улочек и переулков. Уже в XVI веке в Китай-город наезжали иногородние и иностранные купцы, вели торговлю, которая строго распределялась по рядам. В XVII веке рядов было 72, и названия некоторых из них сохранились в именах переулков: Хрустальный, Рыбный, Ветошный. В XIX - начале XX века в Китай-городе было возведено много зданий банков, торговых контор, складов - это был деловой центр капиталистической Москвы. Там же находились убогие кварталы старинного Зарядья, на месте которых в 1969 г. была построена гостиница Россия по проекту группы архитекторов под руководством Д.Н. Чечулина. В ней 3078 номеров на 5363 гостя. В здании гостиницы расположен двухзальный кинотеатр "Зарядье", государственный центральный концертный зал на 2500 мест, 9 ресторанов, много кафе, баров, а вокруг гостиницы - архитектурный заповедник, уголок средневековой Москвы. Например, в Китай-городе находится Английский двор, где с XVI века останавливались посланцы английского короля, а сейчас проходят интересные выставки. Рядом с Английским двором находится небольшая церковь Варвары, со сферическим куполом и стройной колокольней, дальше - палаты бояр Романовых, чей внук Михаил в 1613 году был избран на царство и открыл царскую династию Романовых, правящих в России до 1917 г. На гребне небольшого холма близ Кремля находится "Дом Пашкова", который называют самым прекрасным в Москве. Этот шедевр мировой архитектуры - лучшее творение русского архитектора В.И.Баженова. Таково первое кольцо - Китай-город, за которым начинается Бульварное кольцо. Огромной зеленой дугой огибают центр города и краями упираются в Москву-реку старые бульвары, воспетые поэтами. В былые времена по линии бульваров проходила граница Москвы и стояли мощные крепостные каменные стены с башнями и воротами. Поэтому некоторые площади, возникшие на месте воротных башен, и сейчас носят прежние названия: Никитские ворота, Петровские, Покровские, Пречистенские, рядом с которыми в 1960 г. был построен крупнейший в Европе открытый плавательный бассейн "Москва", вмещавший 24 тыс. кубических метров воды. Бассейн работал не только летом, но и зимой, ежегодно его посещало 3 млн. купальщиков. Сейчас, увы! его снесли, и на его месте возводят культовое учреждение - Храм Христа Спасителя.
Арка станции метро Кропоткинская открывает вход на Гоголевский бульвар. На нем находится двухэтажное здание ( № 10) - ныне Дом союза художников. Этот дом связан с именами К.Ф.Рылеева, который читал здесь друзьям свои крамольные "Думы", и И.С. Тургенева. Соседний переулок Сивцев Вражек обязан своим именем оврагу и речке Сивке. На Сивцевом Вражке в 1843 г. жил А.И.Герцен в доме № 27, где в 1976 г. открыт музей писателя. В конце бульвара находится Арбатская площадь. Свое название и площадь, и улица получили еще в XV веке, повидимому, от арабского слова "рабат", что в переводе означает "пригороды, предместья", так как городом считалась только территория Кремля. По всей видимости это восточное название связано с тем, что здесь жили крымские татары или арабские купцы во время своих посещений Москвы.
Во второй половине 18 века Арбат стал модным аристократическим районом. А в наши дни старинная московская улица Арбат первой превращена в пешеходную улицу, где воссоздан общий стиль старой застройки. И плитное покрытие улицы вместо асфальта, и оригинальные светильники, и рекламное оформление - все воссоздает старый Арбат.
За Арбатской площадью начинается Никитский бульвар (бывший Суворовский), в начале которого в доме № 7 с 1848 г. жил Н.В.Гоголь. Здесь он прочел актерам Малого театра свою пьесу "Ревизор", здесь он работал над вторым томом "Мертвых душ", а в ночь на 12 февраля 1852 года, в период душевного упадка, за десять дней до смерти, сжег в печи драгоценную рукопись.
Следующий бульвар - Тверской - самый длинный на Бульварном кольце ( 875 метров). Он и самый старый: ему около 200 лет. Открывается он широкой площадкой, в центре которой гранитный памятник К.А.Тимирязеву. На левой стороне бульвара в трехэтажном доме № 11 в течение 39 лет жила великая актриса М.Н.Ермолова. С 1970 г. там открыт мемориальный музей Ермоловой. Тверской - самый театральный бульвар столицы: на нем находится и Московский драматический театр, и театр им. Пушкина, и новое здание МХАТ. На пересечении Бульварного кольца и Тверской находится самая популярная площадь столицы - Пушкинская. Наиболее живописным участком Бульварного кольца является Страстной бульвар, он очень широк (123 метра). Еще шире Чистопрудный бульвар (135 м.) Пруд существовал здесь раньше бульвара и в XVII веке назывался Поганым: в него сбрасывали отбросы боен, находящихся на Мясницкой улице, в 1703 г. его очистили и переименовали в Чистый. От него и получил имя бульвар. Самый короткий из вереницы бульваров Бульварного кольца - Сретенский, его длина всего 214 м.
И, наконец, Садовое кольцо. Оно опоясывает центр города и включает 17 улиц и 12 площадей. Знакомство с Садовым кольцом можно начать с любой точки, ведь " у кольца начала нет и нет конца". Возьмем за исходный пункт улицу Крымский вал и Крымский мост (здесь некогда через брод полчища крымских татар, переправляясь через реку, совершали набеги на Москву. Справа мы увидим ЦПКО им.Горького, а напротив - Центральный Дом Художника, обойдя который можно увидеть сад скульптур и вызывающий массу споров памятник Церетели "Петр I". За Зубовским и Смоленским бульварами и площадями на Садово-Кудринской улице мы увидим здание планетария с серебристым яйцеобразным куполом. Оно построено в 1928 году по проекту архитекторов Барща и Синявского. Вправо от Садового кольца уходит Малая Бронная улица, унаследовавшая свое название от Бронной слободы. В XVI-XVII веках здесь жили бронники, изготавливающие металлические кольчуги и панцири. В начале Садово-Самотечной улицы мы увидим Центральный театр кукол, где установлены часы. Их огромный циферблат размером 42 кв.м. - это терем-теремок из 12 избушек, в каждой из которых вставлены заводные игрушки. Пройдя через ряд улиц, мы выйдем к Таганской площади. В XVI веке здесь была слобода, где ремесленники изготавливали медную и бронзовую посуду - котлы, таганы. На углу улицы Чкалова и Таганской площади находится Театр драмы и комедии на Таганке. Спуск от Таганской площади приведет нас к Павелецкому вокзалу на улицу Бахрушина, где мы увидим Центральный театральный музей того же имени. По Добрынинской улице через Октябрьскую площадь мы опять вернемся к Крымскому валу.
Если пройти по всем улицам площадям и переулкам Москвы, то придется преодолеть свыше 3 тысяч километров, на что потребуется около двух лет, так как в Москве около 4 тысяч улиц, переулков и проездов. Названия их самые разные. Есть улица и переулок в честь полководца новгородского князя Александра Невского, в честь легендарного героя Куликовской битвы 1380 года монаха Троице-Сергиева монастыря Родиона Осляби (Ослябьевский переулок). Название Солянка происходит от находящегося здесь в XVII-XVIII в.в. царского Соляного двора, в амбаре которого хранились московские соляные запасы. Ряд улиц назван именами вождей крестьянских восстаний: Разина, 1 и 2 Пугачёвские и Болотниковская. Улицы Рылеева, Пестеля,Бестужевых - это память о восстании декабристов, а Кутузовский проспект, Багратионовский проезд, улицы Дениса Давыдова, Раевского, Василисы Кожиной и другие- всего более 20 названы именами героев Отечественной войны 1812 года. В столице 12 улиц названо в честь женщин - Героев Советского Союза. Имена академиков, актрис, героев гражданской и Великой Отечественной войны (Курчатов, Королёв, Цандер, Ермолова, Федотова, Нежданова, Блюхер, Фрунзе, Ю.Фучек, М.Джалиль) нашли отражение в названиях московских улиц. Интересно, что в Москве есть улицы, имеющие отношение к произведениям искусства. Это улица Вешних вод в память о повести И. С. Тургеневе и улица Ивана Сусанина, героя бессмертной оперы М.И.Глинки "Иван Сусанин". В основе образа - реальная личность, герой борьбы с польскими интервентами в начале XVII века крестьянин Иван Сусанин.


Конечно, нельзя объять необъятное и рассказать обо всех улицах и площадях столицы, но мы с вами живём в Москве, и огромный город открыт перед нами.