Старейшим музеем Москвы является Государственная
Оружейная палата в Кремле - сокровищница уникальных произведений декоративно-прикладного
искусства и материальной культуры.
"Оружейная
палата кажется настоящей пещерой Алладина... Она производит ошеломляющее
и волшебное впечатление и делает вполне ясным, что древнерусские мастера
ни в коей степени не уступали лучшим мастерам Востока и Запада," -
так писал один из английских журналов.
Оружейная палата ведет свое начало из далекой старины. Предки наши очень
любили оружие и особенно дорожили "праотеческим" оружием, то
есть перешедшим к ним от их предков. В 1511 г. великий князь Василий III
учреждает особую оружничью палату, во главе которой ставится особое лицо
- оружничий боярин. В палате этой изготовлялось и боевое, и парадное оружие,
для производства которого приходилось прибегать к мастерам - художникам
разных отраслей. Благодаря этому оружничья палата разрослась в сложный
Оружейный приказ, в который входили Оружейная, Постельная, Золотая, Серебряная
палаты. Но общее заведование всеми работами лежало на Оружейном приказе.
А так как он помещался тоже в особой палате, то его и стали называть Оружейной
палатой. Так получилась при великокняжеском дворе единственная в своем
роде академия художеств, обслуживающая царские нужды. Расцвет кремлевской
сокровищницы начался во второй половине XV века, когда в неё поступило
много золотой и серебряной посуды из присоединенного Новгорода, присылались
подарки от патриарха и именитых купцов и имущество опальных бояр. С установлением
дипломатических отношений со странами Востока и Запада начинается приток
посольских даров.
Долгое время специального здания для хранения ценностей не было. Вещи портились
от сырости и постоянных перемещений, страдали от частых пожаров. Александр
I приказал отстроить для Оружейной палаты специальное здание на месте бывшего
двора Бориса Годунова, и в 1806-1812 г.г. это здание построили. Но в 1812
г. палату увозили в Нижний Новгород, спасая от Наполеона, и вновь потеряли
много ценного. И лишь в 1851 г. по распоряжению императора Николая I и
по проекту архитектора К. А. Тона было построено новое здание Оружейной
палаты у Боровицких ворот Кремля, в котором её коллекции размещаются до
настоящего времени.
Фасад здания богато украшен белокаменными резными колоннами и оконными
наличниками в стиле русской архитектуры XVII века. Внутри здание имеет
два этажа. Стены двух залов украшены великолепными мраморными барельефами
русских князей и царей работы замечательного скульптора XVIII века Ф.И.
Шубина.
Давайте совершим экскурсию по Оружейной палате.
Вот мы в зале, где выставлена коллекция древнего оружия, брони, щиты, шлемы.
|
Сабля и колчан царя Алексея Михайловича.
Парадная сабля была подарена царю константинопольским купцом Иваном Булгаковым
в 1656 г. Украшения колчана типичны для восточного искусства XVII века.
Мастерски выполненный сложный чеканный узор, вв который введены драгоценные
камни, дополняет богатое декоративное убранство. |
|
Парадная сабля выполнена в 1829 г. замечательным мастером
из Златоуста Иваном Бушуевым в память о славной победе русских войск в
русско-турецкой войне 1823-1829 гг. На клинке сабли изображены осада, штурм
и взятие укрепленной турецкой крепости Варны, выполненные в технике травления
по золоченому фону. |
|
Древнерусские доспехи, XVII в. После появления огнестрельного
оружия кольчуги, байданы и другие доспехи выходят из употребления и становятся
парадными. С этого времени Оружейная палата - крупнейший центр по производству
парадного оружия и брони. Русские мастера - оружейники полировали металлическую
поверхность доспехов и украшали изящным узором. |
|
Шлемом иранской работы является шапка ерихонская царя
Михаила Федоровича, изготовленная из булатной стали.Золотое подвершие покрыто
цветной эмалью и алмазами. У его основания в трех продолговатых клеймах
наведена золотом арабская надпись - изречение из корана. По нижнему краю
шлема полоса из золотых гнезд с драгоценными камнями - рубинами, изумрудами
и алмазами. К шлему прикреплены два науша, богато украшенные золотой насечкой,
драгоценными камнями и жемчугом. Это работа мастеров Оружейной палаты 1621г.
Работы мастера Никиты Давыдова в технике наводки золотом не уступали первоклассным
восточным мастерам. |
|
Русское огнестрельное оружие XVII в. отличается изысканностью
декора и мастерством исполнения. Мастера - оружейники тщательно продумывали
и прорабатывали каждую деталь. Замки часто напоминали по форме фантастических
животных или обитателей морских глубин, а приклады украшались инкрустацией
из перламутра. |
Идем дальше. Перед нами ценнейшее собрание русских золотых
и серебряных изделий XII-XVII веков. Здесь можно видеть самые разнообразные
предметы дворцового и церковного обихода: золотые и серебряные чаши, ковши,
стаканы, блюда, потиры - церковные чаши для причастия, кресты, евангелия,
иконы в роскошных окладах.
|
Золотое кадило - вклад Ирины Годуновой в Архангельский
собор Московского Кремля в 1598 г. Кадило по форме напоминает архитектуру
московских одноглавых церквей XVI в. В нижней части легкими черневыми штрихами
изображены 12 апостолов. |
|
Евангелие напрестольное в золотом окладе - подарок Ивана
Грозного в Благовещенский собор Московского Кремля. Это одно из лучших
произведений русского декоративно - прикладного искусства XVI в. Здесь
использованы все виды техники обработки металлов, применяемые тогда златокузнецами.
Особенно хороша эмаль во всем многообразии оттенков - от васильковых до
бледно-голубых. |
|
Золотой потир ( церковная чаша для причастий) - вклад
Ирины Годуновой в Архангельский собор в 1598 г. - был выполнен в то время,
когда техника черни в русском золотом и серебряном деле достигла совершенства.
|
|
В коллекции широко представлены братины - заздравные
чаши. Во время пира наполненная медом или пивом братина передавалась из
одних рук в другие, как бы объединяя этим всех сидящих за столом в одну
семью, превращая их в друзей и братьев. Отсюда и пошло название братина.
Братины употреблялись только на Руси. |
Вот перед нами драгоценные бармы - ожерелье, которое надевалось
поверх богатых одежд и было знаком великокняжеской власти.
|
Бармы состоят из круглых медальонов, украшенных сканью
(это туго скрученные золотые и серебряные нити), жемчугом и самоцветами.
На трех их них изображения святых: Варвары, Богоматери и Ирины, выполненные
в технике перегородчатой эмали (это, когда на металлической поверхности
тонкой иглой наносился рисунок, по контурам которого напаивались перегородки
из узких ленточек золота, а образовавшиеся между ними ячейки заполнялись
разноцветной стекловидной массой - эмалью или финифтью). |
|
Сольвычегодск XVII века - один из крупнейших центров
по производству расписных эмалей. Эмалевые узоры можно видеть на многочисленных
чашах, стаканах, а также предметах церковного культа. Излюбленным мотивом
орнамента были крупные яркие тюльпаны на длинных стеблях, нежно-желтые,
белые и красные ирисы, ромашки, подсолнухи. |
В зале древних государственных регалий представлены царские
троны, венцы, скипетры, державы, посохи и другие вещи, употреблявшиеся
в пышном дворцовом церемониале.
Одной из них является
шапка Мономаха - самый древний венец русских царей.Первым венчался на царство
этим венцом в 1498 г. внук Ивана III Дмитрий, а последнее венчание было
совершено в 1682 г. , когда на трон всходили два брата Иван Алексеевич
и Петр I. "Мономаховым венцом" шапка стала называться только
с XVI века. Появление шапки Мономаха в России связано с легендой о присылке
царских регалий от византийского императора Константина Мономаха своему
внуку киевскому князю Владимиру Мономаху, что отражало идею о преемственности
власти московских князей от князя киевского, а через них от Византийского
императора. Тулья шапки состоит из 8 золотых конических пластин, завершающихся
полушарием с четырехконечным крестом. По боковым краям пластинок узор образует
бордюры, напоминающие желобки с извивами ленточек. Изумительно красивые,
прозрачные, как кружево, узоры напаяны на гладкое золотое поле - это скань.
Драгоценные камни дополняют украшения. Первоначально низ шапки имел жемчужные
подвески, а затем оторочку из соболя. Вес шапки - 698 гр. В 1721 г. Россия
была провозглашена империей, т.к. стала великой европейской державой, обряд
венчания на царство был заменен обрядом коронации. Изменились и формы регалий.
Вместо шапки Мономаха стали употреблять короны, которые хранятся в Оружейной
палате.
Огромный исторический интерес представляет собрание одежд XVI - XIX веков.
Платья царя и его свиты приводили в изумление иностранных послов, они были
покрыты драгоценными камнями, изумительными пуговицами, которые иногда
были дороже самого платья: "... цена- то шубе три тысяч, а пуговки
в семь тысячей." Одним из излюбленных украшений одежды высших классов
были кружева, плетеные сначала из золотых и серебряных нитей, а позднее
из ниток. Иногда кружево украшалось жемчугом, перьями, пухом, шелком, мишурой.
|
Вот перед вами платье Екатерины II, выполненное из серебряного
глазета. Тонкое изящное кружево и шитые накладные орлы подчеркивают его
парадный характер. |
Замечательные русские золотошвеи работали в царицыной
мастерской палате Московского Кремля и достигли совершенства в украшении
привозных тканей.
|
Излюбленным украшением русских мастериц был жемчуг. наивысшего
расцвета шитье жемчугом достигло в XVII в. Здесь представлено церковное
облачение : фелонь из золотного турецкого атласа, епитрахиль, украшенная
орнаментом из золота, жемчуга и драгоценных камней и оплечье фелони, выполненное
в виде изящных растительных побегов, эффектно сочетающихся с крупными изумрудами
и алмазами. |
|
Сакос ( церковная одежда патриарха, митрополита) из шелковой
камки с золотом, перегородчатой эмалью, жемчужными узорами и фелонь из
золотой парчи французского производства, на оплечье - шитье жемчугом по
вишневому бархату. Оригинально построен жемчужный узор из стилизованных
цветов и растительных элементов, в нем умело сочетается жемчуг разных размеров.
XVII-XVIII вв. |
В Оружейной палате имеется редкая коллекция предметов
парадного конского убранства, так называемая конюшенная казна, которая
служила для оформления царских выездов, посольских встреч и т.д. Таким
процессиям придавалось огромное политическое значение. Они должны были
демонстрировать перед иноземцами блеск царского двора и богатство русского
государства, а также внушать народу трепет перед царской властью. Поэтому
конский наряд был произведением искусства.
|
Парадное убранство коня. XVI -XVII вв. Убор состоит из
попоны, искусно украшенной жемчугом, седла с рельефным золотым узором,
подшейной кисти из тончайших шелковых нитей с жемчугом, золотой узды, стремян,
украшенных эмалью и драгоценными камнями, цепи, издававшей при передвижении
мелодичный звук. |
А какие здесь экспонируются образцы экипажей!
|
Вот летний и зимний детские возки Петра I. В возки впрягались
пони. Летний возок имеет поворотный круг, в окна вставлена слюда. Кожа,
которой обтянуты возки, украшена золотым узором из фантастических птиц,
человеческих фигур и стилизованных деревьев. |
А
вот великолепная летняя коляска Екатерины II типа гондолы - двухместная,
в виде ладьи с крышей и откидным фартуком.Кузов ее украшен гирляндами цветов,
листьями,знаменами, козлы поддерживаются орлами с распростертыми крыльями.
На задке фигуры всадников, поражающих копьем дракона, между ними большая
раковина, образующая запятки. Под раковиной голова Посейдона с веслом и
головы дельфинов. Золоченая лавровая ветвь, обрамляющая крышу гондолы,
кажется отлитой из металла. По кузову, на золоченом фоне - живопись школы
художника Буше. На спинке кузова в овале изображен Аполлон среди муз, ниже
императорский герб, цепь ордена Андрея Первозванного, трофеи; на правой
стенке - Фортуна на коленях у сидящей женщины, на левой стенке - Амфитрита
со свитой, плывущая по морю, а также летающие амуры. Крыша, намет, ремни,
внутренняя обивка кареты из зеленого бархата, с галуном, бахромой и кистями.
|