Русские золотые и серебряные изделия
занимают значительное место в собрании Оружейной палаты. Начиная с Петра
I, развивается новая культура, отличительной чертой которой был ее светский
характер. В 1711 г. в новую столицу перевели мастеров Оружейной палаты.
Петербургские мастера золотых и серебряных дел в начале XVIII века объединялись
в две организации: цех русских и цех иностранных мастеров, но резкого разграничения
между цехами не было. Мастера иностранного цеха часто брали в обучение
русских учеников, а сами нередко принимали русское подданство и переходили
в русский цех. Срок ученичества продолжался семь лет, после чего ученик
становился подмастерьем. Спустя еще 5-6 лет он выполнял какую-либо совершенную
работу, после чего его признавали мастером и зачисляли в цех. Но многие
искусные мастера были неимущими, должны были работать на чужую мастерскую
и не имели права ставить на изделия свои клейма. В связи с тем, что заказы
для императорского двора выполнялись из казенного серебра и золота, в доме
мастера находился караул, который следил, чтобы "тому серебру и деньгам
какой траты последовать не могло. "Все золотые и серебряные изделия
сделаны из отечественных драгоценных металлов и уральских поделочных и
драгоценных камней.
Во второй половине XIX- начале XX века особенно славились изделия мастеров
фирмы Фаберже, которые широко представлены в Оружейной палате. Основателем
фирмы был выходец из Лифляндии Густав Фаберже. В 1842 г. он перебрался
в Петербург и открыл там собственную мастерскую и магазин. В 70-е годы
фирма переходит в руки его сына Карла Фаберже, который решает наряду с
производством ювелирных изделий перейти к созданию необычных декоративных
предметов с сюрпризами. Чтобы проверить правильность нового направления
в деле, Фаберже принимает участие во Всероссийской выставке 1882 г. в Москве,
и его изделия получают золотую медаль. А на выставке в Париже в 1900 г.
Фаберже получает орден Почетного легиона и всемирное признание. Его стали
называть северным Челлини, а работы сравнивать с лучшими ювелирными изделиями
средневековья.
В собрании Оружейной палаты сохранилась небольшая коллекция изделий работы
мастеров фирмы Фаберже, но зато это наиболее характерные предметы-сюрпризы
- пасхальные яйца.
|
Из сохранившихся сюрпризов в коллекции Оружейной палаты
самым ранним является яйцо работы 1891 г. Оно выполнено из гладко отполированного
темно-зеленого гелиотропа с красными вкраплениями по фону и с накладными
завитками, усыпанными бриллиантами. Сюрприз заключался в том, что когда
яйцо открывалось, выдвигалась нежно-голубая аквамариновая пластинка, имитирующая
воду, с миниатюрным золотым кораблем, точной моделью крейсера "Память
Азова". Выполнил этот подарок Михаил Евлампиевич Перхин (1810 - 1906
гг.) - один из талантливейших ювелиров фирмы Фаберже. |
|
Ни один посетитель Оружейной палаты не проходит мимо
витрины, не остановив восхищенного взгляда на часах 1899 г. работы Михаила
Перхина в виде вазы с букетом лилий. Ваза разделена на 12 долей бриллиантовыми
накладными полосами. Белая эмалевая полоса, идущая поперек вазы, изображает
12 бриллиантовых римских цифр и вращается, показывая точное время, а бриллиантовая
часовая стрелка закреплена неподвижно, перпендикулярно циферблату. Изящные
лилии выполнены из оникса, их пестики из бриллиантов, а тычинки и стебельки
из цветного золота. Ваза покоится на золотом пьедестале, на котором изображена
дата изготовления часов. Часовые механизмы для изделий фирмы Фаберже, как
правило, выполняли лучшие швейцарские мастера Павел Буре и Генри Мозер. |
|
На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. посетители с
любопытством рассматривали новую драгоценную игрушку Михаила Перхина -
серебряное яйцо, на котором выгравирована карта северного полушария с обозначением
строящегося сибирского железнодорожного пути и подписью " Великий
Сибирский железный путь в 1900 г." В серебряное яйцо, установленное
на пьедестале из оникса, вложена заводная модель первого сибирского поезда,
состоящая из платинового паровоза с рубиновым фонарем и пяти золотых вагонов
с хрустальными окнами. На вагончиках поезда укреплены таблички с подписями,
которые можно прочитать в лупу: "Прямое сибирское сообщение",
" Для дам", "Для курящих", " Для некурящих",
последний вагон - церковь. Механизм поезда заводился специальным золотым
ключом. |
|
В 1906 г. умирает талантливый мастер Михаил Перхин, оставляя
после себя во главе мастерской способного ювелира Генриха Вигстрема с правом
ставить свое клеймо на изделия. Еще до смерти Перхина Генри Вигстрем в
1904 г. сделал вазочку из горного хрусталя, в которой стоит цветок "Анютины
глазки". Вазочка выточена так искусно, что при первом взгляде создается
впечатление, будто она наполнена водой. Золотой стебелек, листья и лепестки
покрыты нежными эмалями. Как всегда у Фаберже, и этот цветок с сюрпризом.
При нажиме кнопочки, помещенной на стебле, лепестки открываются, и под
ними видны пять миниатюрных портретов царских детей, окаймленных мельчайшими
бриллиантами. |
|
Очень удачной работой Генриха Вигстрема является нефритовое
яйцо 1908 г. Поверхность яйца инкрустирована золотыми гирляндами, монограммами
и пятью миниатюрными портретами в рамках из мелких бриллиантов. Внутрь
яйца вкладывается сделанная из разноцветного золота и эмали модель Александровского
дворца в Царском Селе. Богатая гамма цветного золота создает полную иллюзию
садовых посадок и тонко передает фактуру материалов, из которых построен
дворец. |
|
В 1909 г. Вигстрем получает заказ на очередной пасхальный
сюрприз - золотую модель яхты "Штандарт". Она в точности передает
внешний вид корабля и закреплена на волнистой пластинке горного хрусталя,
воспроизводящей воду. Модель вложена в хрустальное яйцо, которое покоится
на сплетенных хвостах синих дельфинов из ляпис-лазури. По сторонам яйца
укреплены два синих гербовых орла из лазурита, держащих в лапах подвески
в виде красивых грушевидных жемчужин. Фигурное основание из горного хрусталя
украшено разноцветной эмалью и усыпано бриллиантами. |
|
В 1910 г. в год открытия памятника Александру III работы
скульптора П. Трубецкого из горного хрусталя было выполнено яйцо с моделью
памятника из ляпис-лазури. Легкая платиновая сетка с розами, наброшенная
на хрустальное яйцо, великолепный бриллиант с резной датой "1910",
тонкая моделировка платиновых гербовых орлов еще и еще раз покоряют мастерством
исполнения. Эта золотая модель выполнена с оригинала и не имеет клейма.
Одной из последних работ фирмы Фаберже является стальное яйцо на подставке
в виде четырех снарядов, выполненное Вигстремом в 1916 г. Внутри яйца мольберт
с миниатюрой на кости работы художника В.И.Зуева. |
Особенная
заслуга Фаберже состоит в том, что он впервые широко использует в своих
изделиях удивительной красоты самоцветы Урала,
Кавказа, Сибири и других регионов. Разнообразием и количеством употреблявшихся
камней Фаберже превзошел всех ювелиров мира. Мастера
Фаберже умели изменять естественный цвет камня и получать нужные им оттенки
и тона. Впервые в России из поделочных камней стали выполнять миниатюрные
скульптурные изображения людей , а также фигурки животных и птиц . Для
каждой из них мастер предварительно лепил с натуры восковую модель. Поэтому
все фигурки глубоко индивидуальны и мастерски передают повадки и характер
животных. Наиболее удачна фигурка обезьянки из оникса. Удивительно точно
подмечена поза и облик самого зверька, самодовольно почесывающего брюшко.
Спрос на подобные изделия был очень велик и в России и за границей. Как
правило, на цветах, фигурках зверюшек мы не встречаем клейма с указанием
имени мастера. Но изделия фирмы Фаберже можно быстро отличить от изделий
других мастеров и подделок, так как они отмечены изысканностью ювелирной
работы, стройностью композиции, тонким чувством материала, что ставит их
в первый ряд мирового ювелирного искусства. Говорить о сокровищах Оружейной
палаты можно бесконечно, поэтому мой вам совет: посетите этот дивный музей
и почувствуйте гордость за свой талантливый народ.
|