Русские золотые и серебряные изделия занимают значительное место в собрании Оружейной палаты. Начиная с Петра I, развивается новая культура, отличительной чертой которой был ее светский характер. В 1711 г. в новую столицу перевели мастеров Оружейной палаты. Петербургские мастера золотых и серебряных дел в начале XVIII века объединялись в две организации: цех русских и цех иностранных мастеров, но резкого разграничения между цехами не было. Мастера иностранного цеха часто брали в обучение русских учеников, а сами нередко принимали русское подданство и переходили в русский цех. Срок ученичества продолжался семь лет, после чего ученик становился подмастерьем. Спустя еще 5-6 лет он выполнял какую-либо совершенную работу, после чего его признавали мастером и зачисляли в цех. Но многие искусные мастера были неимущими, должны были работать на чужую мастерскую и не имели права ставить на изделия свои клейма. В связи с тем, что заказы для императорского двора выполнялись из казенного серебра и золота, в доме мастера находился караул, который следил, чтобы "тому серебру и деньгам какой траты последовать не могло. "Все золотые и серебряные изделия сделаны из отечественных драгоценных металлов и уральских поделочных и драгоценных камней.
Во второй половине XIX- начале XX века особенно славились изделия мастеров фирмы Фаберже, которые широко представлены в Оружейной палате. Основателем фирмы был выходец из Лифляндии Густав Фаберже. В 1842 г. он перебрался в Петербург и открыл там собственную мастерскую и магазин. В 70-е годы фирма переходит в руки его сына Карла Фаберже, который решает наряду с производством ювелирных изделий перейти к созданию необычных декоративных предметов с сюрпризами. Чтобы проверить правильность нового направления в деле, Фаберже принимает участие во Всероссийской выставке 1882 г. в Москве, и его изделия получают золотую медаль. А на выставке в Париже в 1900 г. Фаберже получает орден Почетного легиона и всемирное признание. Его стали называть северным Челлини, а работы сравнивать с лучшими ювелирными изделиями средневековья.
В собрании Оружейной палаты сохранилась небольшая коллекция изделий работы мастеров фирмы Фаберже, но зато это наиболее характерные предметы-сюрпризы - пасхальные яйца.
Из сохранившихся сюрпризов в коллекции Оружейной палаты самым ранним является яйцо работы 1891 г. Оно выполнено из гладко отполированного темно-зеленого гелиотропа с красными вкраплениями по фону и с накладными завитками, усыпанными бриллиантами. Сюрприз заключался в том, что когда яйцо открывалось, выдвигалась нежно-голубая аквамариновая пластинка, имитирующая воду, с миниатюрным золотым кораблем, точной моделью крейсера "Память Азова". Выполнил этот подарок Михаил Евлампиевич Перхин (1810 - 1906 гг.) - один из талантливейших ювелиров фирмы Фаберже.
Ни один посетитель Оружейной палаты не проходит мимо витрины, не остановив восхищенного взгляда на часах 1899 г. работы Михаила Перхина в виде вазы с букетом лилий. Ваза разделена на 12 долей бриллиантовыми накладными полосами. Белая эмалевая полоса, идущая поперек вазы, изображает 12 бриллиантовых римских цифр и вращается, показывая точное время, а бриллиантовая часовая стрелка закреплена неподвижно, перпендикулярно циферблату. Изящные лилии выполнены из оникса, их пестики из бриллиантов, а тычинки и стебельки из цветного золота. Ваза покоится на золотом пьедестале, на котором изображена дата изготовления часов. Часовые механизмы для изделий фирмы Фаберже, как правило, выполняли лучшие швейцарские мастера Павел Буре и Генри Мозер.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. посетители с любопытством рассматривали новую драгоценную игрушку Михаила Перхина - серебряное яйцо, на котором выгравирована карта северного полушария с обозначением строящегося сибирского железнодорожного пути и подписью " Великий Сибирский железный путь в 1900 г." В серебряное яйцо, установленное на пьедестале из оникса, вложена заводная модель первого сибирского поезда, состоящая из платинового паровоза с рубиновым фонарем и пяти золотых вагонов с хрустальными окнами. На вагончиках поезда укреплены таблички с подписями, которые можно прочитать в лупу: "Прямое сибирское сообщение", " Для дам", "Для курящих", " Для некурящих", последний вагон - церковь. Механизм поезда заводился специальным золотым ключом.
В 1906 г. умирает талантливый мастер Михаил Перхин, оставляя после себя во главе мастерской способного ювелира Генриха Вигстрема с правом ставить свое клеймо на изделия. Еще до смерти Перхина Генри Вигстрем в 1904 г. сделал вазочку из горного хрусталя, в которой стоит цветок "Анютины глазки". Вазочка выточена так искусно, что при первом взгляде создается впечатление, будто она наполнена водой. Золотой стебелек, листья и лепестки покрыты нежными эмалями. Как всегда у Фаберже, и этот цветок с сюрпризом. При нажиме кнопочки, помещенной на стебле, лепестки открываются, и под ними видны пять миниатюрных портретов царских детей, окаймленных мельчайшими бриллиантами.
Очень удачной работой Генриха Вигстрема является нефритовое яйцо 1908 г. Поверхность яйца инкрустирована золотыми гирляндами, монограммами и пятью миниатюрными портретами в рамках из мелких бриллиантов. Внутрь яйца вкладывается сделанная из разноцветного золота и эмали модель Александровского дворца в Царском Селе. Богатая гамма цветного золота создает полную иллюзию садовых посадок и тонко передает фактуру материалов, из которых построен дворец.
В 1909 г. Вигстрем получает заказ на очередной пасхальный сюрприз - золотую модель яхты "Штандарт". Она в точности передает внешний вид корабля и закреплена на волнистой пластинке горного хрусталя, воспроизводящей воду. Модель вложена в хрустальное яйцо, которое покоится на сплетенных хвостах синих дельфинов из ляпис-лазури. По сторонам яйца укреплены два синих гербовых орла из лазурита, держащих в лапах подвески в виде красивых грушевидных жемчужин. Фигурное основание из горного хрусталя украшено разноцветной эмалью и усыпано бриллиантами.
В 1910 г. в год открытия памятника Александру III работы скульптора П. Трубецкого из горного хрусталя было выполнено яйцо с моделью памятника из ляпис-лазури. Легкая платиновая сетка с розами, наброшенная на хрустальное яйцо, великолепный бриллиант с резной датой "1910", тонкая моделировка платиновых гербовых орлов еще и еще раз покоряют мастерством исполнения. Эта золотая модель выполнена с оригинала и не имеет клейма. Одной из последних работ фирмы Фаберже является стальное яйцо на подставке в виде четырех снарядов, выполненное Вигстремом в 1916 г. Внутри яйца мольберт с миниатюрой на кости работы художника В.И.Зуева.

Особенная заслуга Фаберже состоит в том, что он впервые широко использует в своих изделиях удивительной красоты самоцветы Урала, Кавказа, Сибири и других регионов. Разнообразием и количеством употреблявшихся камней Фаберже превзошел всех ювелиров мира. Мастера Фаберже умели изменять естественный цвет камня и получать нужные им оттенки и тона. Впервые в России из поделочных камней стали выполнять миниатюрные скульптурные изображения людей , а также фигурки животных и птиц . Для каждой из них мастер предварительно лепил с натуры восковую модель. Поэтому все фигурки глубоко индивидуальны и мастерски передают повадки и характер животных. Наиболее удачна фигурка обезьянки из оникса. Удивительно точно подмечена поза и облик самого зверька, самодовольно почесывающего брюшко. Спрос на подобные изделия был очень велик и в России и за границей. Как правило, на цветах, фигурках зверюшек мы не встречаем клейма с указанием имени мастера. Но изделия фирмы Фаберже можно быстро отличить от изделий других мастеров и подделок, так как они отмечены изысканностью ювелирной работы, стройностью композиции, тонким чувством материала, что ставит их в первый ряд мирового ювелирного искусства. Говорить о сокровищах Оружейной палаты можно бесконечно, поэтому мой вам совет: посетите этот дивный музей и почувствуйте гордость за свой талантливый народ.