1998 год ЮНЕСКО объявил "Годом Эйзенштейна".
Кто этот человек? За что же такая честь? Если ответить коротко, то, по
словам Виктора Шкловского, Сергей Михайлович Эйзенштейн был героем нашего
времени, который прославил искусство кино, стал классиком кино.
Родился он в Риге в 1898 г. 10 января (по старому стилю).
Здесь он учился в реальном училище, высоколобый, нежный, тихий, легкоранимый
мальчик. Много учился, учился английскому, французскому, немецкому языкам
и даже фотографии. Все шло успешно . В 1912
г. на даче он поставил пьесу Метерлинка "Синяя птица" и сам играл
роль Огня. Первый театральный успех, потом тысячу раз заново осуществленный.
Там же на даче Эйзенштейн поставил спектакль "Коляска" по прелестному
рассказу Гоголя. Выбор темы для спектакля, вероятно, объяснялся тем, что
недалеко в сарае нашли коляску.
Восемнадцатилетний Эйзенштейн поступил в Петербургский институт гражданских
инженеров. Он учился,
а в это время шла первая мировая война, свершилась Февральская революция,
Николай II отрекся от престола. Сергей Эйзенштейн писал в автобиографии:
" Если бы не революция, то я бы никогда не расколотил традиции - от
отца к сыну - в инженеры... Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое
- это она сделала меня художником." До революции он был 18-летним
юношей, выращенным взаперти. Был весь в книгах, как книжная закладка. Сейчас
он начинал все сначала.
Весной 1917 г. Сергей Михайлович был призван на военную службу и зачислен
в школу прапорщиков инженерных войск, а когда ее расформировали, перед
молодым Эйзенштейном легли три дороги: вернуться на третий курс института
гражданских инженеров; уехать к отцу в буржуазную Латвию; поступить в Красную
Армию. 18 марта 1918 г. он вступает в ряды Красной Армии и в сентябре выезжает
с эшелоном на северо-восточный фронт. До августа 1920 г. он жил в теплушках
или на случайных остановках строительных организаций. Эшелон был одновременно
и творческим коллективом, сосредоточенным в нескольких теплушках. Здесь
странствовали художники, инженеры, актеры и режиссеры. Во время поездки
Эйзенштейн много читал, вел подробнейшие дневники, на остановках он принимал
участие в спектаклях самодеятельных клубов в качестве режиссера, декоратора
и актера. Эшелон приближался к Москве. Давайте вместе с Эйзенштейном пройдем
по всем местам Москвы, где он бывал.
1920 год. Молодой красноармеец с "сидором" (мешок без застежек
на длинной лямке) за плечами вместе с сыном композитора Аренского Сашей
ищет приют в ночной Москве и, наконец, находит его в доме бывшей жены Саши
около Смоленского рынка поближе к Арбату. Тогда здесь были невысокие дома,
еще не вырубленные бульвары, ходили трамваи. С помощью друзей Саши Аренского
Эйзенштейн становится театральным художником в театре Пролеткульта. Театр
находился на Воздвиженке в бывшем особняке Морозова. Эйзенштейн нашел здесь
центр уничтожения. Пролеткульт считал, что революция - потоп. То, что было
"до потопа", - все ложь, все надо начать сначала. Эйзенштейн,
создавая плакаты, создавая пьесы, искал способ переосмысления старого.
Именно поэтому он стал автором необычных спектаклей "Мексиканец"
и " Мудрец" и учеником ГВЫРМа.
ГВЫРМ - это Государственные высшие режиссерские мастерские, которыми руководил
Всеволод Мейерхольд. Находились они в бывшей гимназии на Новинском бульваре.
В помещение вела крутая деревянная лестница. Это была плохо отапливаемая
комната, где стояли черные гимназические парты старого образца. За партами
сидели ученики. На одну парту сел очень молодой Сергей Михайлович Эйзенштейн
и еще более юный Сергей Иосифович Юткевич. В гимнастическом зале преподавали
ритм и акробатику. Здесь Сергей Михайлович учился балетному искусству.
В 48 лет он мог необыкновенно легко поднять ногу и владел первоначальными
элементами искусства балета. Мейерхольд делал постановки, которые в основном
были перестановками - перевертыванием; в своем театре он снял занавес,
отверг задник. Это был театр опрокинутый или вычерпнутый до дна. Все постановки
Мейерхольда были экспериментами. Эйзенштейн превзошел своего учителя, поставив
по пьесе А.Н. Островского " На всякого мудреца довольно простоты"
спектакль "Мудрец" в виде серии цирковых аттракционов.
1924 год. На Житной улице в доме № 27 находилась "Первая кинофабрика"
- бывшее и еще не переоборудованное помещение киностудии А.Ханжонкова.
Сюда с плохим и длинным сценарием пришел Сергей Эйзенштейн. Ему дали две
пробы (именно столько полагалось режиссеру), и обе они оказались плохими.
Тогда директор фабрики написал бумагу, в которой просил дать ему третью
пробу под свою личную ответственность. Это был фильм "Стачка".
В ленте "Стачка" работала "железная пятерка": Штраух,
Александров, Гоморов, Левшин, Антонов, которые потом стали большими актерами
и режиссерами. Картина сейчас вросла в киносознание, но первоначально про
"Стачку" Эйзенштейн говорил, что она вся остроугольная, противоречивая.
"Стачка" получила на Западе серебряную медаль, и это в осторожно
- мирном Париже, и это, несмотря на то, что "Стачка" - революционная
картина.
1925 год. К юбилею первой русской революции был заказан сценарий
"1905 год", из которого и вырос фильм " Броненосец Потемкин"
- величайшая удача советского кино. Картина была снята и смонтирована в
три месяца. На ее просмотре в Гнездниковском переулке нашли, что картина
неплоха и годится для клубных экранов. Слава пришла к Эйзенштейну после
просмотра этого фильма в Большом театре. Слава вспыхивала овациями после
просмотра. Лента была смонтирована только - только. Когда просмотр подходил
к концу, Эйзенштейн вспомнил, что последний кусок не приклеен, только приложен
и так и пошел в коробку. Чем больше гремел зал, тем больше волновался Эйзенштейн:
вот сейчас будет обрыв, застучат люди ногами, сломается накал участия в
картине. Но обрыва не произошло: несклеенный кусок прошел как склеенный.
Случилось как будто чудо: то ли Сергей Михайлович неверно вспомнил, то
ли разогрелась пленка, и прикипел кусочек ленты к другому куску. Все кончилось
бурными овациями. Официальный просмотр в Большом театре прошел в конце
декабря 1925 г. 1926 год. Состоялась премьера фильма "Броненосец Потемкин"
на Арбате в кинотеатре "Художественный".
Во всю ширину его одноэтажного фасада стоял декоративно построенный макет
знаменитого броненосца. Персонал кинотеатра был одет в матросские костюмы.
Просмотр ленты тогда сопровождался шепотом чтения подписей ( ведь кино
было немое ). Люди забывали про соседей и читали надписи все громче и громче.
Так к Эйзенштейну пришла слава. Он жил в это время в доме на Чистых прудах
в одной комнате с семейным Максимом Штраухом. Домовый комитет этого дома,
побывав на премьере в кинотеатре "Художественный", собрал жильцов
и присудил Сергею Михайловичу отдельную комнату, произведя добровольное
переселение.
1927 год. Эйзенштейн снимает к 10-летию Октября фильм "Октябрь"
. Снимает в Ленинграде и в Москве.
Всего было снято 49 тысяч метров пленки. Отобрать надо было 2 тысячи. Именно
здесь проявилось искусство монтажа Эйзенштейна, о котором позднее так много
писали и которое исследуют до сих пор.
Эйзенштейн стал знаменитым очень рано, ему было 28 лет, а он уже повел
за собой целое поколение молодых и талантливых. В конце 20-х, в 30-е годы
он был в Берлине, читал лекции в Гамбурге, Бельгии, побываал в Лондоне,
Амстердаме, Антверпене, США, Мексике. Ему открылся мир, известный раньше
по книгам. Но реализовывать свои творческие планы и замыслы он мог только
в Москве.
1938 год. После возвращения из Мексики по
сценарию Петра Павленко Эйзенштейн снял фильм "Александр Невский".
Вся лента поставлена с расчетливой пышностью и суровой историчностью. Бой
снят под великолепную музыку Прокофьева. Это была первая музыкальная картина
для Эйзенштейна.
1941 год. Мастер получил предложение написать сценарий об Иване
Грозном. Тема Ивана Грозного -
тема измен, террора, казней и великого напряжения страны была самая злободневная.
В связи с началом Великой Отечественной войны съемки фильма проводились
в Алма-Ате, но показ картины был запрещен и только через 12 лет она вышла
на экраны. Высоко оценил фильм "Иван Грозный" Чаплин: "
Фильм Эйзенштейна "Иван Грозный", который я увидел после второй
мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических
фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, и, на мой взгляд, это
превосходнейший метод ее трактовки." Эйзенштейн был великим учителем,
верным учеником и другом людей искусства. В работе он был неутомим, знал
русское искусство, архитектуру, живопись, поэзию, знал живопись Франции,
Испании, искусство Мексики. Его миновал склероз, мозг его до конца оставался
деятельным и творческим, он мог еще много снимать, спорить, читать на четырех
языках, но сердце устало. Предпоследний инфаркт случился с ним, когда он
танцевал на товарищеском вечере с актрисой Верой Марецкой, танцевал весело,
как в молодости. И вот мы с вами в последней квартире Сергей Эйзенштейна
на Потылихе, рядом с кинофабрикой. Жилье почти пусто. Светлосерый пол,
белые стены, белые стеллажи для книг. Около батареи отопления лежал гаечный
ключ. Условлено, что когда у Сергея Михайловича опять случится сердечный
приступ, то он постучит гаечным ключом по батарее, тогда из нижней квартиры
придут люди. В ночь с 10 на 11 февраля 1948 г. труба отопления загудела,
поднялись наверх, но слишком поздно. На столе с разложенными книгами лежала
страница последней рукописи Эйзенштейна. Он писал очередное исследование.
Одна строка на листке изломана и перешла в запись: " Здесь случилась
сердечная спазма. Вот ее след в почерке." Внизу страницы написаны
слова: " Мать - Родина".
Место, где была последняя квартира Эйзенштейна, где когда-то цвели вишневые
сады, где снимали в кино бой Александра Невского с немцами, где снимались
Н. Охлопков, Н. Черкасов, - теперь дорога: дом сломан. Дороги, по которым
шел Сергей Михайлович Эйзенштейн, трудны, но не зарастут травой. И слава,
которая пришла к нему после "Броненосца Потемкин", сопровождала
его до остроугольного тяжелого камня, который лежит над ним сейчас на Новодевичьем
кладбище. Прошло уже 100 лет со дня рождения Эйзенштейна, но на кино, на
книгах Эйзенштейна воспитаны поколения. Когда журналистов в ООН попросили
включить в анкету 10 лучших фильмов всех времен и народов, они единодушно
назвали фильм "Броненосец Потемкин". Теперь вам понятно, почему
1998 год - Год Эйзенштейна.
|