Клуб Литературного перформанса
- творческая организация, созданная поэтами Светой
Литвак и Николаем Байтовым в Москве, в ноябре 1996 г. Целью клуба является архивирование, осмысление и популяризация художественных практик, выходящих за рамки традиционных представлений о литературном объекте. В традиционном представлении литературный объект существует в трёх видах: авторская рукопись, публичное исполнение, публикация. Однако это представление оказывается совершенно недостаточным для современной литературы, в частности, русской, где за последние тридцать лет явилось множество иных способов обращения автора с текстом. В тех случаях, когда они художественно-осмысленны, то есть направлены на решение внешней относительно текста художественной задачи, мы рассматриваем эти действия как литературный перформанс. Разнообразные действия с текстами ещё недостаточно отрефлектированы. В России не существует пока организаций, целью которых являлось бы комплексное изучение этого вопроса. В частных аспектах большая работа ведётся Тамбовской Академией Зауми (президент - Сергей Бирюков), с которой мы предполагаем в дальнейшем тесное сотрудничество. Клуб Литературного перформанса обращает особое внимание на четыре типа авторского (перформативного) действия: 1. book-art: рукописные и малотиражные издания; 2. размывание границ авторства: различные виды присваивания и взаи- мопроникновения текстов: цитирование, центонность, коллажирование, литературные ready-mades; 3. косвенные действия: комментарий, толкование, критика; 4. размывание границ между литературой и другими искусствами: теат- рализация текста, перформативные явления текстов в группе с музыкой и изобразительным искусством. По каждому из этих направлений Клуб планирует ряд встреч, открытых как для литераторов, так и для всех заинтересованных лиц, а также создание общедоступного архива текстовых и видео-материалов, включающего материалы из регионов, - в частности, из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Киева, Новосибирска, Самары и других. До сих пор деятельность Клуба велась на общественных началах и никем не финансировалась. В 1996-97 гг. были проведены следующие основные акции: «Литературный карнавал» - экспериментальная акция, посвящённая критическим оценкам текстов; «Живая книга» - акция, посвящённая book-art'у; «Комментарий как художественный жест» - две тематические встречи. Кроме того, Клуб принял участие в акции «Театр как текст и текст как театр», проводившейся в Самаре в декабре 1997 г. В 1998 году деятельность Клуба будет развёрнута в следующих направлениях: - участие в выставке современной рукописной книги, проводимой Институтом Славистики Берлинского университета в апреле 1998 г.; - проведение ряда акций, посвящённых театрализации текстов («Праздник рифмы», апрель 1998) и различным видам «присваивания» текстов («Ready-made = second-hand», январь-март 1998, «Цитаты-центоны-коллажи», сентябрь-декабрь 1998); - создание общедоступного видеоархива по Литературному перформансу, который планируется разместить при «Зверевском Центре Современного Искусства» в Москве; |