Тема славянского орнамента "тонет" для нас в
разнообразии проявлений, т.к. мы впитываем его с детства, с ним сосуществуем.
Живая народная традиция, очередное возвращение к которой, к счастью, сейчас
происходит, сохранила всю богатейшую символику и законы славянского орнамента.
В отличии от канона, народная традиция помнит начала, интерпретирует их.
В орнаменте не разрушается символическая основа-связь между знаками, цветом,
ритмом, законами построения самого орнаментального знака.
Развитие славянского орнамента шло теми же путями, что и у других народов.
Это развитие сходно в осознании окружающего мира и мироздания в целом.
Но сами образы орнаментальных декоров слагаются, прежде всего, из взаимоотношений
с окружающим миром, природой- колыбелью, в которой народ вырос. Знаки,
существующие изначально, как-бы интерпретируются в процессе осознания не
только сущностных процессов, но и живого присутствия изначального в мире.
Зал славянского орнамента раскрывает некоторые
теоретические аспекты орнаменталистики:
1. Цвет в орнаменте.
2.Обереговый орнаментальный элемент.
Предметы экспозиции:
1. Изображение рожениц на архангельских вышивках. ХIХ
век. Отражает древнейшее представление о происхождении мира. |
|
2. Фатьянов И.С. Коробушка. 1977. Архангельская область.
Мезень. Мезенский орнамент сохранил традиции, существовавшие еще в неолите. Здесь наличествует прямая связь с солнечной символикой, триада: треугольник, конь, красный цвет. Это знаки динамических процессов мира, знаки движения. Красный - "низкий" цвет, результат воздействия абсолютного источника света на землю. Красный - наиболее подходящий к цвету жизни, ее беспрерывному движению, развитию и воспроизведению, он - один из важнейших оберегов в ряду других цветов. В славянском орнаменте красный - главный цвет. |
|
3. Деревянная резьба. Конец ХIХ века. Подмосковье. Полукружия - "коруны" - развивают тему щедрого источника света. Лучи, идущие из источника, обозначают "среду" восприятия света. |
|
4. Деревянная резьба. ХIХ век. Подмосковье. Та же тема "среды" и оплодотворяющего ее источника света. |
|
5. Дружинин И.В. Баба с птицей. Каргопольская игрушка.
ХХ век. Архангельская обл. Даже в недавние времена считалась важнейшим оберегом для русского северного дома, призывающая благополучие, плодородие, деторождение. Орнамент на юбке - изобразительное развитие темы "семя", является также имитацией мистического обряда замешивания зерна в юбку лепной глиняной бабы. |
|
6. Пава. Вышивка на полотенце. Нач.
ХIХ века. Ярославская губерния. В декоре сосредоточены знаки жизни: красный цвет, птица. Сам образ, внешне статичный, буквально наэлектризован жизненной силой и энергией. Статика в орнаменте- самопознание вещи, устремленность вглубь предмета или явления. Все образы в орнаменте, обладающие свойством "динамики в статике"- более "женские" (лучше и полнее всего это свойство демонстрирует знак спирали). Белый цвет в орнаменте - белый свет. Если человек "говорил" орнаментальным языком о Возвышенном, он использовал белый цвет. Благодать изначальная, Ясность, Чистота, Возвышенное. |
|
7. Похмельных А. Ф. Покрывало. Лоскутное шитье. 1980. Каргополь. Архангельская обл. | |
8. Птица-пава. Фрагмент полотенца. 1950-е годы. Архангельская
обл. Вариация темы "Пава". Золото (желтый цвет в орнаменте)- цвет солнечных лучей, в славянском орнаменте используется очень тактично, как у всех земледепьческих народов (желтый цвет не обладает статикой и не связан со стабильностью и ритмами земпедельческого календаря. Он обозначает движение (пусть и идущее из божественного источника) движение, имеющее вид потока искр. Касательность солнечных лучей, их стремительное внедрение в жизнь человеческую, их скорое исчезновение. |
|
9. Орнамент на традиционном женском костюме. Полхов-
Майдан. Горьковская обл. Костюм, как известно, ориентирован в космическом пространстве. Весь он состоит из системы орнаментальных знаков, отвечающих тем или иным слоям мироздания. Орнамент сосредоточен на жизненноважных уровнях женского организма, влияющих на деторождение, состояние здоровья и общую гармонию семейных отношений. |