Новая Земля - земля обетованная..?
После
одного из концертов рок-группы из Архангельска Новая Земля, мы гоняли чаи
с ванильными сушками, и известный московский гитарист высказал забавную
мысль: в последние годы наша страна потеряла Р И
Т М. То есть, ритм есть, но он примитивизирован до двух ударов -
раз, два... " Зайка-моя", "Ду-ма", ум-ца-ца. Причем
этот ритм превалирует во всем: в политике, в экономике, в музыке. Музыкант
(кстати, классическая гитара в стиле фламенко) очень отчетливо чувствует
это ритмическое уныние на каком-то подсознательном, сенсорном уровне. И
когда он услышал синкопированную сбивку тюм-тюрлюм-тюм-тюм на выступлении
архангелогородцев, он очень возбудился и весь вечер твердил, что вот-вот
что-то в жизни и в стране изменится к лучшему. После долгого рок-примитива
наших муммий-алис-текилл, учащихся плавать после своего загубленного детства
и отрочества наконец появляется какой-то ритм, со своеобразными наигрышами,
напевом. И это не Чай-ф, с нравоучительными текстами, и не Ноль (хоть и
смахивает на них). Почти
панковская текстовая самоирония, жесткий гитарный звук и бешеный темперамент,
безумные глаза, вся стать вокалиста, голосовая и внешняя. Все это напоминает
легендарную архангелогородскую рок-группу 80-х "Облачный Край".
Но только сейчас он смягчен гармошкой и россыпью балалайки, прибаутками
Константина, его шутливыми перебранками с залом и музыкантами, создающими
атмосферу балаганного скоморошества. Но недаром "Новую Землю"
продюссирует и поддерживает гитарист и руководитель "Облачного Края"
Сергей Богаев. Можно с уверенностью говорить о продолжении традиций архангельской
рок-школы.
Есть свердловский саунд и текстовая эстетика, есть питерская традиция,
южнорусская, московская, сибирский панк, а есть очень своеобразный текстовой
панк и драйв северного города Архангельск. Откуда и почему именно там все
это угнездилось - не знаю. Но, видимо, есть какие-то причины, как есть
политико-экономическое обоснование существования великолепного декаданс-рока
в Магадане ("Восточный синдром", "Ассоциация: Конец, Света",
"Миссия: Антициклон"), или русскоязычного классического рок-н-ролла
и блюза в Риге ("Цемент", "Хламкин едет в Израиль",
"Валера - это риск"), или клавишно-полифоничной традиции Свердловска
( "Урфин Джюс", "Кабинет", "Настя", "Наутилус
Помпилиус"). Не хочу и не буду сейчас углубляться в специфику рок-музыки
города Архангельска. Скажу
только, что таковая имеется и, в отличие от всех вышеперечисленных географических
точек, развивается и показывается на люди. Пусть тяжело и со скрипом, в
почти пустых московских клубах и залах, но она заставляет себя замечать.
Летом прошлого года группа "Новая Земля" прекрасно выступила
на Черноголовском фестивале,
потом в Питере у Шевчука, сейчас тур по пяти московским клубам, в их числе
и театр бардовской песни Перекресток, и знаменитый своими рок-традициями
Р-Клуб, и некогда
легендарный клуб МИФИ (где проходили в конце 70-х - начале 80-х первые
в Москве выступления Гребенщикова, Майка, Виктора Цоя). Да, залы не ломились
от наплыва публики, но ведь и московского оппозиционного интеллектуального
андерграунда сейчас нет. Толпы валят толпами на Киркорова и Алису. А куда
растворилось то прекрасное меньшинство, которое ездило не так давно в любой
подмосковный ДК, чтобы послушать музыку не для толпы? Где вы, московские
бунтари и стебуны, любители портвейна и классного русского стеб-рока? Неужели
джин-тоник очаковского розлива и псевдо-рок мафиозно-коммерциализованной
Горбушки (ДК им. Горбунова - штаб-квартира Фили-рекордс, экс-стукача "панка"
Скляра и основная концертная площадка всех нынешних разрешенных рокеров)
заполнили вас по самое темечко? Печально, если так. Но, как говорит тот
самый гитарист из начала: появился уже новый синкопированный ритм - значит,
есть надежда.
Видео
Вам для просмотра видео понадобится