Этот слоган - то ли название какой-то экспозиции на этой выставке, то ли просто экспонат, но звучит - крепко. И по теме. В середине апреля я была на нескольких перфомансах, проходящих в рамках большой акции, являющейся началом еще более глобального проекта, посвященного сторонам света: восток, запад, север, юг. Информация: "Для акции "Восток. На пути к Гималаям" собрали полный букет авторов "с репутацией" (среди художников Дмитрий Плавинский, Борис Бергер, Владимир Немухин, Иван Чуйков, Франсиско Инфанте; среди писателей и литераторов Лев Рубинштейн, Юрий Мамлеев, Вячеслав Курицын и так далее). "Престижная выставочная программа" (именно так сказано в пресс-релизе) размещена в одном из самых фешенебельных залов Москвы, в "Новом Манеже", что на задах здания Госдумы. Выставка сопровождается всякого рода перформансами и показами мод.

Рассчитанный на два года проект "Восток - Запад - Север - Юг" является попыткой исследовать состояние современного искусства и вычленить идеи, им движущие. Искать их предполагается по всем четырем сторонам света. Первая сторона - Восток, а конкретнее - Тибет, как художественный и культурный символ. Восточная мудрость всегда притягивала западный рационализм, а сейчас и подавно - увлечение Востоком стало модным. Тем более что овладеть восточной мудростью не так трудно - достаточно усвоить, что есть чакры и прана, шамбала и мандала, ашрамы и махатмы, - и дело в шляпе. Даже художник Анатолий Зверев, никогда в Тибете не бывавший, свою автобиографию назвал "Тебе, Тибет".

Галерея "Кино", затеявшая весь проект, попала в цель: страшно охоч наш народ до восточных мудростей. И здесь он их получит сполна. Концептуальная инсталляция Александра Пономарева "Далай" ("Океан мудрости") предлагает зрителю медитировать, созерцая бесконечное движение воды. Вода движется в узком длинном аквариуме в сопровождении морского шума (хотя в Тибете моря нет) и кадров Тибета, проецируемых на большой экран. Инсталляция Татьяны Баданиной - архитектурного свойства. Высокие бумажные полуколонны, поперек которых во всю стену протянуты "фризы", составленные опять-таки из тибетских кадров. Называется - "Буддийская месса в Москве". Есть на выставке и фото-серия с видами Тибета и Гималаев (видимо, чтобы зритель не запутался и понял, о чем речь), и видео-арт буддистского свойства.

Что знает о Тибете средний россиянин? Почти ничего. Известно, что это страна, где пьют чай с маслом и солью, едят сырое мясо. Иностранцам там плохо - очень высоко, трудно дышать и сердце болит, кровь идет из носа. Один из мировых центров буддизма в сознании наших сограждан выглядит довольно туманно, как средоточие восточной мудрости, место астральных полетов, переплетение парадоксов и загадок.

Как правило, художественные высказывания на эту тему многозначительны и малопонятны, подразумевается, что смысл их доступен только посвященным. Это дает художникам определенную свободу - что ни сделай, все сойдет. И все-таки, несмотря на общую туманность, выставка получилась цельная, и просто красивая. Одна из самых больших удач - черно-белая серия Екатерины Рожковой "Тарелки". Металлические китайские тарелки, изображенные на белом фоне, это одновременно и "мандала" (блюдо, используемое при жертвоприношениях, и "круг", "диск", важнейший образ безграничного и замкнутого пространства). Содержание вроде восточное, а подход к изображению чисто западный.



Хороши "фото-артефакты" Франсиско Инфанте и Нонны Горюновой "Гималаи, Гималаи…", где сквозь абстрактную геометрию проглядывает "живое" поле или пейзаж. Дмитрий Плавинский, еще один автор проекта, тоже отдал дань восточной философии. В его работе "Пустота черного" круг вписан в ромб, ромб в квадрат. Видимо, подразумевается, что дальнейшие построения можно продолжать до бесконечности. Иван Чуйков выступил, как ему и положено, окошком, а в окошке - судя по всему, Будда.

Все в целом получилось хоть и непонятно (Восток все-таки), но широко и с размахом. Следующие части проекта, посвященные оставшимся сторонам света, надо думать, сохранят надлежащий уровень. То есть все будет современно, продвинуто и не слишком радикально. Ведь Плавинский и Немухин - это вам не Бренер с Куликом."

Собственные впечатления:

Показ моделей Кати Филипповой произвел угнетающее впечатление. Не зря, по слухам, Катя работала в США на разработке нарядов для дебильной американской куклы Барби. Попытки оправдаться тем, что это стеб, выглядели неубедительно. Последняя модель с пандой на передке - жалкое "простите меня за все это говно". До кутюрье все это явно не дотягивает, а от веселого авангарда, по которому мы все знали Филиппову в 80-е, ушло бесконечно далеко. Грустно и непонятно для кого и зачем. Вот только фон дефиле приятный - большие такие фотографии горных пейзажей, да музыка не раздражающая. Этим отличаются все фирменные проходы моделек на западе. Катю жалко. Когда-то в подвалах московских подпольных тусовок под выступления группы "Центр" она выводила на импровизированные подиумы такие бешено веселые наряды, которые вызывали поток гомерического хохота и шквал аплодисментов! И как печально она повзрослела.

На другой день мне удалось еще захватить самый конец перфоманса арт-группы "Слепые". Ну, к ним я всегда неравнодушна, поэтому все эти сложной конструкции маски, пластика, цвета - все понравилось. Жаль, что не смогла насладиться зрелищем по полной. Надеюсь, что на своей странице они подробно расскажут об этом своем проекте.

А так все очень мило: белые стены, стеклянные потолки, большие пространства. Чинно. Пристойно. Благостно. Бабульки-билетерши, должно быть, довольны своей работой. Как и положено "на задах здания Госдумы".

Марыся Пупковец (краснее красного).