Сразу скажу, чтобы предупредить все обиды и претензии: мне очень нравится ВСЕ, что делает московский клуб самодеятельного творчества "Дом". Их концерты и фестивали - результат огромной организационной работы. Представляю, как трудно им приходится в наше насквозь коммерциализованное время. Единственное, что меня не устраивает в самом "Доме" - это цена на кофе. Все остальное организовано отлично. Но, я надеюсь, хозяева клуба понимают, что мы все оставляем за собой безусловное право иметь собственное мнение по всем выставляющимся у них проектам. Недавно нашей любимице Фанни Остергайзер пришло очень резкое письмо из Челябинска по поводу ее заметки о группе "НХА", выступившей в "Доме" 3 ноября. Автор электронной отповеди прямо-таки кровно обижен за своих земляков, хотя откровенно сознается, что не является поклонником творчества Гутовского и "НХА". В СКРИНе же, как правило, пишут о современной музыке люди очень (!) хорошо с ней знакомые и любящие её. Поэтому, надеюсь, работники "Домf" правильно поймут и оценят не только хвалебные отзывы о своих мероприятиях, но и субъективные мнения наших авторов. Тем более, что, повторяю, все пишется с любовью и уважением ко всем. Просто часто и с болью, с сопереживанием - ведь переживаешь только за то, что любишь. Вот и этот вечер на фестивале "Глубокая глотка или опасные связки". Непросто объяснить все, что почувствовалось и увиделось.
Мы шли на Степаниду Борисову - якутскую певицу, о которой очень много слышали. Но немного опоздали к самому началу и застали середину первой части мероприятия: опера Анатолия Переслегина "Моцарт и Сальери". К сожалению оперное искусство чрезвычайно далеко от меня во всех своих проявлениях, в том числе и в виде современного клубного варианта. Оно чуждо мне по каким-то эмоциональным исходным данным. Я его не чувствую. Как не чувствую классическую музыку вообще. Понимаю, что это говорит о некоторой моей ущербности, но увы... Ритм реггей узнаю ночью с двух аккордов, рок-н-ролл услышу даже на струнах расстроенной гитары в исполнении студентов-медиков в морге, вибрации народных распевов шамкающих беззубых старушек рвут мне душу даже сквозь скрип заезженной пластинки "Антология русской фольклорной музыки" фирмы "Мелодия" 1990 года издания. А вот классическая музыка проходит мимо, как передвижной лоток с мороженым промозглым осенним вечером. Не вызывая ничего, кроме раздражения и тоски. То, что я увидела под названием "Опера "Моцарт и Сальери" показалось мне забавным и приемлемым. В данном случае это наивысшая похвала. Как, помните, у детектива и гурмана Ниро Вульфа, когда он бурчал "приемлемо" по поводу какого-нибудь блюда - и это было нечто совершенно восхитительное и вкуснющее. Впрочем смотрите сами.
 




А вот второе отделение концерта было для меня специальным блюдом. Впервые я столкнулась с феноменом якутского искусства еще в 1989 г., когда мне в руки попала кассета якутской группы "Чолбон" и я, потрясенная тем, что на ней услышала, вытащила никому неизвестных якутов в Москву на рок-фестиваль "Сырок". Не буду распинаться по поводу "Чолбона" - это тема отдельной статьи. Но вот именно после великолепного и экзотического "Чолбона" я стала следить за всем, что приходит из Якутии. С любовью берегу книгу якутского фольклора, хожу на все выставки и вернисажи якутских мастеров и художников. И с особым подъемом пошла на концерт якутской народной певицы Степаниды Борисовой. Насколько я слышала, она получила огромную популярность за рубежом благодаря уникальному синтезу фольклорных вокальных якутских традиций и авангарда - это как раз то, что волнует и восхищает меня последние годы больше всего. Я шла "раскрытая" и ожидающая всего только прекрасного. На сцену вышла действительно прекрасная женщина с роскошными черными распущенными волосами, в стильной одежде с элементами национального костюма, серебряными украшениями и прекрасно поставленным ласковым голосом. И начала программу с такого вдохновенного-вдохновенного "Благословения" (она сама объявляла название каждой песни и рассказывала о ней). Таких песен с названием "Благословение", исполняемых всегда с молитвенно сложенными руками и поднятыми горе очами, было несколько. И сразу же меня охватила злость. Наверное, глупая, но вполне объяснимая: кого и зачем благословляет языческая якутка здесь в православной Москве. Я и вообще-то ненавижу попов и их благословениями и грязными руками, которые они благостно протягивают для лобызания. А тут еще эта якутская мадонна. Откуда в фольклоре северных язычников, до сих пор празднующих веселый Ысыах, поклоняющихся молочному обжоре Юрюнг-Айыы-Тойону, приносящих подарки злым Абаасы и обувающихся в торбаса, все эти пафосные "благословения". Мир якутов прекрасен и поэтичен, их эпос "Олонгхо" - это яркий сплав красочного языка, метафорических образов, волнующих ритмов. Все это настолько бешено энергетично, как, впрочем, и любое истинно народное творчество, что не нужно даже знать якутского языка, чтобы почувствовать их причудливый мир. Мы же на концерте Степаниды Борисовой увидели вариант якутской эстрадной дивы, только не в сопровождении ансамбля "---...---", а с хорошим, но "никаким" в данном случае ударником Александром Емельяновым и совершенно неуклюжими попытками "авангардизировать" вокальный материал овалоидом Колейчука и компьютером РС руками Сергея Аксенова и Александра Маркова. Фоновый шум, создаваемый этими скучающими молодыми людьми, мог бы с успехом и отсутствовать. Никто бы этого не заметил. В голове застряло: слишком много пафоса, слишком мало фольклора. Хотелось пойти на концерт "Гражданской обороны". Просто от злости на все происходящее. А со сцены голос вежливо пояснял содержание очередного шлягера: "Весна начинается и кукушка появляется..." А у нас тут зима начинается.

Н.К.