.............................................................................................................

Красивое словечко - "пропаганда". Как только в нем исчез совковый подтекст, оно перестало раздражать, скорее наоборот, ласкает ухо своей фонетической четкостью, явные латинские корни как-то его облагораживают. Поэтому когда меня пригласили на фестиваль с названием "Пропаганда" я попалась на крючок отличного названия, хотя прекрасно знаю все и про сарай, на котором написано, и про то, что блестит, и про то, что пахнет, и про то, что не тонет. Но что уж тут сокрушаться...
"Вот и верь после этого людям,
Полюбила его при луне,
Но а он мои девичьи груди
Завязал узлом на спине."

Меня, правда, сразу насторожил пафосный пресс-релиз фестиваля: "Сейчас то время, когда нельзя больше пользоваться стереотипами и жить в навязанных рамках" (а когда было можно?-авт.). "Предсказуемое надоело" (ну да!). "Пришло время молодых, которые видели и слышали так много" (может, лучше им поменьше бы видеть, а побольше книжек умных читать), "что наконец-то позволяют себе не обращать внимания на форматы и направления и делают нечто новое, неожиданное" (Тургенев "Отцы и дети"). "Фестиваль "Пропаганда" представляет именно таких людей. Причем людей, живущих в областях, ломка(!) стереотипов в которых проходит особенно тяжело: музыка и реклама" (ага, проблемы образования, социального обеспечения, психологического здоровья и пр. - это лабуда, а вот музыка и особенно реклама - это судьбоносные сферы жизни общества). Короче, параноидальный бред-релиз. Как-то сразу подумалось, что на сцене будет сплошное говно. И ожидания меня не обманули. Правда, началось все довольно прилично. Питерская группа "Идди", несмотря на невразумительно-еврейское название, звучала интересно, волново. Я даже подумала, что зря мрачно настроилась и пронесла, рискуя честью и здоровьем, через все клубные секьюрити-обыски в лифчике флакон с портвейном на случай особой скуки. Действительно имели место проблески стильного инди-саунда. Может в пресс-релизе неправильно название группы написали и она называется "Инди"? Было бы неплохо. Хоть они там и "не обращают внимания на форматы и направления", но у нас с хорошей музыкой стиля "индипендент" напряг. Я уже попу поуютнее примостила на довольно-таки жестком каменном диване известного своим дискомфортом московского клуба, ноги на коленки близсидящего мальчика взгромоздила, короче, приготовилась получать удовольствие. И тут ка-ак поперло... канализационное дерьмо со сцены! "Хагги Трагер", "Карлик Нос", еще какие-то московские лабухи. Очередной "молодой талант" с засаленной бородой громко требует в микрофон: Колян, пива принеси! Обстановка становится все более вонючей, кто-то из "музыкантов" просит публику дать миди-шнурок для клавиш - видно, тщательно и долго группа готовилась к фестивалю. На сцену выбежали отморозки в колпаках - "Карлик Нос" ("Сверхновая группа" - см. пресс-релиз), объяснили что только что песенку сочинили и сейчас ее исполнят. Мне так показалось, что и гитарки они только что впервые в ручки взяли. Могли бы и не брать, а так помяукать и побегать по сцене. Инструменты в данном случае не нужны вовсе. Я напряглась и вытянула фляжечку из лифчика. Немного разряжал обстановку конферанс: ужасно знакомый толстячок в красной толстовке бубнил что-то обуникальности данного мероприятия. Но бубнил с большого экрана, поэтому было смешно и необременительно - не в кого было зафинтирюлить банку из-под оливок с воплем "ла-а-жа! шизга-ару давай!". На экране он ведь не живой... дохленький... ой, опять дохленький... Помните у свинарки Глаши поросилась большая хрюня в "культовом фильме" "Свинарка и пастух"? Тут тоже дохленькие так и сыпались их всех щелей, и на сцену, и на экране. Пафосно анонсированный "виртуальный ансамбль" из Владивостока с громким названием "Гагарин" оказался "дохленьким" видеоклипом, не просто малобюджетным, а просто бездарным. Глэм-рок из Ростова "Черепахи" - толкучка с виолончелями, скрипками, накрашенными и обряженными в парики вокалистом и вокалисткой, бездарными текстами и совершенно невообразимо сырым "красноуголковским" саундом ("новая эстетика евро-бита" - см. пресс-релиз). Школьная самодеятельность начала 80-х. Жалко было только виолончельно-скрипичную пару - бедные, бедные ребятишки, до чего же их жизнь довела! Следующий шаг - игра "Яблоки на снегу" в электричках. Если бы не забавные мультяшки "Масяня" и не старая питерская команда "Петля Нестерова" ( "Пришло время молодых!" - см. пресс-релиз) у меня просто бы не хватило сил даже до метро добраться. Я бы тихо скуля осталась замерзать в засранной подворотне клуба, обессиленная от блевания и плевания. Но знакомая мне по интернет-серфингу мордашка Масяни и по фестивалю "Сырок" 1989 г. стильная волна Эда Нестеренко из "Петли", можно сказать, спасли мне жизнь. Пока на сцене пытался изображать из себя Брайана Ферри Костромской губернии вокалист "Ключевой", вскидывая длани в экстазе от ... не знаю от чего, ибо музыка и тексты "Ключевой" всегда поражали меня своей коматозной беспросветной бездарностью, я отдыхала, наблюдая интервьюируемого Эда. Он и Комета вспоминали рок-н-ролльные времена, без лишнего пафоса, но с определенной отстраненностью от всего сегодняшнего болота, тусклого, подванивающего гнильцой. Тихо вздыхаю досасывая портвейн из заветной фляжечки. И мальчик юный мне уже не нужен, я с трудом переставляю ноги к выходу. "Мне ничего не надо, лишь только дельтоплан", вспоминается Андрей Панов... земля ему пухом... Главное, поскорее уйти, скрыться от всех этих "молодых и перспективных коллективов и исполнителей", чтобы их не видеть, не слышать, не нюхать! Сейчас главное доползти до дома и поставить на старенький "Акай" катушку с альбомом магаданского "Восточного синдрома" или "Стремя и люди" архангелогородцев "Облачного края". И вдохнуть живительного свежего саунда настоящего русского рок-н-ролла. Немолодого, неперспективного, но такого ...

Всегда-любящая-чегой-то-остренького Фанни Остергайзер.

Видео      питерских       и       московских   команд