И еще одно подтверждение этому - название и его словесная
расшифровка перфоманса арт-группы "Слепые".
" Красный шар - матрица жизни от красного тельца - до солнца красного".
Здорово звучит. Ну, а если серьезно, то я всегда с вниманием и неизменным
уважением отношусь ко всем акциям Ани Кузнецовой и Александра Маргорина.
Их отличает тщательнейшая подготовка, продуманность всех деталей, эффектная
визуальная подача и явное обращение к зрителю. Именно к зрителю, а не
этакое драчилово в собственном сортире для собственного удовольствия.
Каждое движение и гримаса Ани, каждый текст Александра - это хоть и зашифрованное,
но послание разумных существ к разумным существам. Пусть и инопланетным.
Но разумным. Это греет. Единственный просчет абсолютно всех перфомансов
"Слепых" - отсутствие продуманного светового решения. Они хоть ребята
и немолодые, но, к сожалению, руководствуются школярским штампом "темнота
- друг молодежи". И в итоге совершенно роскошный грим и пластика участников
всех их выступлений - в том числе и "Красного шара" - пропадает процентов
на 70. То есть, попросту говоря, их не видит ни публика, ни фотографы,
ни видеокамера, на которую мы регулярно пытаемся заснять их выступления.
Уже пост фактум они каждый раз сожалеют об этом, просят видеозаписи, но
на пленке, так же как и в зале, серый полумрак и движущиеся серые тени.
И только несколько чудом получившихся фотографий передают лишь несколько
мгновений яркого зрелища. А жаль! Эти какие-то почти египетские алые шары
на головах - трехмерные нимбы бога Солнца Амона-Ра, застывшая ухмылка
- фреска на выбеленном лике с черными мазками-трещинами, гротескная пластика
движений двух бесполых существ, непомерно высоких, странно пританцовывающих
на огромных деревянных котурнах. Кузнецова всегда прекрасно смотрится
со своими танцевальными партнерами - они оттеняют ее изначально бросающуюся
в глаза бесполость, нейтрализуют ее и превращают в языческую женственность.
Понимает ли она сама это? Думаю, что нет. И в этом есть свое очарование
- очарование интеллектуальной неразвитости и беспомощности, но эмоциональной
зрелости и темперамента. Отличной лепки торс Василия Лифанова в данном
случае - еще одно подтверждение этому. Все остальное: красная головка
сыра, разрезаемая и раздаваемая публике, гипертрофированно патриотичный
текст Маргорина - антураж, делающий зрелище веселым и действительно вводящим
его в понятие "перфоманс". |
Недавно одна моя знакомая художница, которой я рассказывала
о первом фестивале перфоманса им. Казимира Малевича, проходившем в московском
клубе "Дом" 23-25 февраля, буквально огорошила меня этой фразой. Да еще
и такая горечь звучала в ее голосе. И она продолжила свою мысль: какое
право имел Малевич ставить крест на изобразительном искусстве, закрывая
всякие перспективы развития для грядущих поколений художников? На каком
основании этот мелкотравчатый еврейчик взял на себя функции Бога? Как
посмел этот в общем-то довольно посредственный художник оценивать и прогнозировать
вселенский художественный процесс? И я задумалась. Действительно, даже
если принять во внимание не художественные достоинства (кстати, на самом
деле довольно сомнительные) мазни Малевича, а манифестационный характер
его квадратов, кругов и пр. - все равно как-то скучновато это все выходит
по Малевичу. Мол, все, брат художник, пиздец! Завязывай ты со своими натюрмортами,
портретами, пейзажами - все равно уже ничего такого-этакого не нарисуешь.
И совсем в ином свете представилось мне то, что я увидела на фестивале
перфомансов. А была я там в последний день, когда выступал и Сергей Летов,
и арт-группа "Слепые", то есть именно то, что меня интересовало. Но начиналось
все с нескольких перфомансов молодых ребят. Молодая смена, так сказать.
Группа "Лето" и вроде как "Братья Карамазовы". Оба представления слились
для меня в один неразличимый, совершенно невнятный поток мелкого бытового
мельтешения. Кто-то стирал белье в вонючей черной краске, кто-то долго
и нудно брился, кто-то рылся в коробке с грязным бельем ... нет? это уже
в следующем акте... нет, вроде здесь... опять кто-то состригал волосы
и наклеивал на лицо ... Молодые ребята выпендрежной внешности кучковались
на сцене и занимались своими делами. Вокруг бегали их друзья с "поляроидами"
и фотографировали - фотографировали. Этакий пронзительный самодостаточный
нарциссизм. Навоняв краской, засыпав пол грязными волосами и вшами с тряпья
они, совершенно довольные собой, удалились. И с ними из зала ушла их обкуренная
и тоже довольная собой тусовка. Таких, с позволения сказать, "перфомансов"
все мы каждый день до усрачки наделываемся. Это уж точно сплошной Малевич!
После них пришлось проветривать зал, подметать пол, срезать бельевые веревки
с вонючими тряпками на них. Короче говоря, делать что-то, чтобы могли
выступать другие люди. Люди, которые долго и тщательно готовили свои выступления,
репетировали, фантазировали, думали о них бессонными ночами, шили костюмы,
тратили свои последние гроши на атрибуты, необходимые для передачи каких-то
идей и мыслей нам, публике. И их страстное желание донести до нас все
это - мы, слава Богу, почувствовали. Правда, это уже были, к сожалению,
не художники и музыканты молодого поколения, а "старики".
|
Вся-возвышенно-великолепная-ваша Фанни Остергайзер.