И еще одно подтверждение этому - название и его словесная расшифровка перфоманса арт-группы "Слепые". " Красный шар - матрица жизни от красного тельца - до солнца красного". Здорово звучит. Ну, а если серьезно, то я всегда с вниманием и неизменным уважением отношусь ко всем акциям Ани Кузнецовой и Александра Маргорина. Их отличает тщательнейшая подготовка, продуманность всех деталей, эффектная визуальная подача и явное обращение к зрителю. Именно к зрителю, а не этакое драчилово в собственном сортире для собственного удовольствия. Каждое движение и гримаса Ани, каждый текст Александра - это хоть и зашифрованное, но послание разумных существ к разумным существам. Пусть и инопланетным. Но разумным. Это греет. Единственный просчет абсолютно всех перфомансов "Слепых" - отсутствие продуманного светового решения. Они хоть ребята и немолодые, но, к сожалению, руководствуются школярским штампом "темнота - друг молодежи". И в итоге совершенно роскошный грим и пластика участников всех их выступлений - в том числе и "Красного шара" - пропадает процентов на 70. То есть, попросту говоря, их не видит ни публика, ни фотографы, ни видеокамера, на которую мы регулярно пытаемся заснять их выступления. Уже пост фактум они каждый раз сожалеют об этом, просят видеозаписи, но на пленке, так же как и в зале, серый полумрак и движущиеся серые тени. И только несколько чудом получившихся фотографий передают лишь несколько мгновений яркого зрелища. А жаль! Эти какие-то почти египетские алые шары на головах - трехмерные нимбы бога Солнца Амона-Ра, застывшая ухмылка - фреска на выбеленном лике с черными мазками-трещинами, гротескная пластика движений двух бесполых существ, непомерно высоких, странно пританцовывающих на огромных деревянных котурнах. Кузнецова всегда прекрасно смотрится со своими танцевальными партнерами - они оттеняют ее изначально бросающуюся в глаза бесполость, нейтрализуют ее и превращают в языческую женственность. Понимает ли она сама это? Думаю, что нет. И в этом есть свое очарование - очарование интеллектуальной неразвитости и беспомощности, но эмоциональной зрелости и темперамента. Отличной лепки торс Василия Лифанова в данном случае - еще одно подтверждение этому. Все остальное: красная головка сыра, разрезаемая и раздаваемая публике, гипертрофированно патриотичный текст Маргорина - антураж, делающий зрелище веселым и действительно вводящим его в понятие "перфоманс".
Потом был некогда модный среди московской богемы юродивый Александр Петлюра - говорить о нем не хочу. Если он мне заплатит, я составлю ему списочек матерных слов и выражений, расширяющих его словарный запас, а то бесконечно повторяемое "ебать его в сраку" - на третьей минуте вызывает неудержимое желание ударить Сашу по башке. Тоже мне перфомансист на тему Малевича.







И завершал этот вечер и этот фестиваль неизменно лысый и голый Герман Виноградов. На большом белом экране в видеоряде. Потом на улице около входа в клуб, где символически сжигалось чучуло Масленницы в преддверии наступления весны. И везде голое тело Германа Виноградова. Все-таки, при всей моей любви к нему, я должна отметить, что Герман, как это ни прискорбно, погружается в болото безумия. Его тотальное прилюдное раздевание становится явно эксбиционистским актом. Его видеофильмы - все о том же. Здоровый нигилизм и огне-водо-поклонничество постепенно уступают место болезненному нервическому нарциссизму. Уходит звук и продуманная пластика, накатывает невнятное мычание, поток невразумительных слов и голое тело... на снегу... в огне... в траве... тело одинокое, беспомощное, незащищенное, самоутверждающееся за счет публичной демонстрации себя. Желательно на улице. Желательно в толпе. Так легче. Проще. Утихает боль. Мне жутко наблюдать все это, ведь я знаю и снимаю Германа на видео вот уже достаточно много лет. У меня на глазах идет деструктуризация творческой личности. Хотя идет творчески. Но разрушение, даже как творческие процесс, вызывает у меня отторжение. И никакая сочная языческая антуражность, типа сожжения масленного чучела в конце зимы - не отвлекут меня от мысли, что подобие человека СОЖЖЕНО! Я не принимаю этого. Не хочу и не буду. Верю в костер из березовых и сосновых веток, верю в приход весны, верю в вечность прекрасного искусства. И никакие сожжения подобий человека, никакие черные квадраты не убьют во мне любовь к вечному и прекрасному.

Недавно одна моя знакомая художница, которой я рассказывала о первом фестивале перфоманса им. Казимира Малевича, проходившем в московском клубе "Дом" 23-25 февраля, буквально огорошила меня этой фразой. Да еще и такая горечь звучала в ее голосе. И она продолжила свою мысль: какое право имел Малевич ставить крест на изобразительном искусстве, закрывая всякие перспективы развития для грядущих поколений художников? На каком основании этот мелкотравчатый еврейчик взял на себя функции Бога? Как посмел этот в общем-то довольно посредственный художник оценивать и прогнозировать вселенский художественный процесс? И я задумалась. Действительно, даже если принять во внимание не художественные достоинства (кстати, на самом деле довольно сомнительные) мазни Малевича, а манифестационный характер его квадратов, кругов и пр. - все равно как-то скучновато это все выходит по Малевичу. Мол, все, брат художник, пиздец! Завязывай ты со своими натюрмортами, портретами, пейзажами - все равно уже ничего такого-этакого не нарисуешь. И совсем в ином свете представилось мне то, что я увидела на фестивале перфомансов. А была я там в последний день, когда выступал и Сергей Летов, и арт-группа "Слепые", то есть именно то, что меня интересовало. Но начиналось все с нескольких перфомансов молодых ребят. Молодая смена, так сказать. Группа "Лето" и вроде как "Братья Карамазовы". Оба представления слились для меня в один неразличимый, совершенно невнятный поток мелкого бытового мельтешения. Кто-то стирал белье в вонючей черной краске, кто-то долго и нудно брился, кто-то рылся в коробке с грязным бельем ... нет? это уже в следующем акте... нет, вроде здесь... опять кто-то состригал волосы и наклеивал на лицо ... Молодые ребята выпендрежной внешности кучковались на сцене и занимались своими делами. Вокруг бегали их друзья с "поляроидами" и фотографировали - фотографировали. Этакий пронзительный самодостаточный нарциссизм. Навоняв краской, засыпав пол грязными волосами и вшами с тряпья они, совершенно довольные собой, удалились. И с ними из зала ушла их обкуренная и тоже довольная собой тусовка. Таких, с позволения сказать, "перфомансов" все мы каждый день до усрачки наделываемся. Это уж точно сплошной Малевич! После них пришлось проветривать зал, подметать пол, срезать бельевые веревки с вонючими тряпками на них. Короче говоря, делать что-то, чтобы могли выступать другие люди. Люди, которые долго и тщательно готовили свои выступления, репетировали, фантазировали, думали о них бессонными ночами, шили костюмы, тратили свои последние гроши на атрибуты, необходимые для передачи каких-то идей и мыслей нам, публике. И их страстное желание донести до нас все это - мы, слава Богу, почувствовали. Правда, это уже были, к сожалению, не художники и музыканты молодого поколения, а "старики".
Как бы буфером, смягчившим переход от "молодежной коммуналки" к артистическим перфомансам, выступила группа "е69". Это музыкальный коллектив - ансамбль спонтанной импровизации: Константин Аджер (саксофон, кларнет), Максим Скворцов (фортепиано, синтезатор), Иван Марковский (электрогитара) и Яна Аксенова (терменвокс). Собственно терменвокс на сцене и придает всему проекту некую визуальную экзотичность. Именно визуальную, ибо звуки терменвокса можно и синтезировать, но магия движения женских рук, совпадающая с возникновением определенных звуковых колебаний, неизменно впечатляет. Причем, это все же не танец, где тоже существует определенная гармония между звуком и движением. Нет, волшебство терменвокса влияет даже на подготовленного, то есть знающего принцип его работы, человека. "Перфоманс группы "е69" - это спонтанное конструирование звукового и визуального пространства, в каждом отдельном случае требующего особой знаковой системы, только при помощи которой это новое пространство поддается описанию и структурированию" (из пресс-релиза). Ну да, спонтанное. Видеоряд - заранее снятый и смонтированный, явное наличие достаточно долгого репетиционного периода. Убери отсюда девушку с терменвоксом - и нет никакой "новой языковой структуры, максимально соответствующей внутреннему состоянию участников акции на данный момент". Любят наши художники и музыканты красиво говорить!

 


Дуэт Аркадия Кириченко и Павла Скворцова примечателен, прежде всего своей географией: Кириченко - Нью-Йорк, Скворцов - ЮАР. Воистину, везде наши люди. Это была явная импровизация со стихами на каком-то подобии какого-то африканского языка и традиционными завываниями, впрочем очень мне всегда нравящимися, толстого негроподобного Кириченко. И, наконец, Малевич-проект Сергея Летова. Единственное, что неприятно покоробило меня, это то, что Летов сказал, что это его "первый новый за три года проект". То есть все, что мы с удовольствием и вниманием смотрели все эти годы - просто фуфло что ли? Я понимаю, реклама - двигатель, но такое самоуничижение совершенно не в стиле Сергея. Тем не менее Сергей Летов был для нас как всегда нов, профессионален, ярок. Как и каждую последнюю субботу месяца последние три года, когда на сайте СКРИНа шли трансляции в Интернет его постоянно новых и неизменно интересных проектов. И хотя здесь мы увидели его с уже известными нам Сергеем Проскуриным (контрабас) и Алевтиной (вокал), но присутствие второй вокалистки - Татьяны Бондаренко, интересных костюмов Галины Поповой, сделанных специально под этот проект, сочного Аркадия Кириченко с его бас-трубой и своеобразное шоу двух вокалисток - все это позволяет говорить о действительно новом, ярком, музыкально-артистическом перфомансе, о новом концептуальном проекте Сергея Летова, посвященном художнику и концептуалисту прошлого века Казимиру Малевичу.

Вся-возвышенно-великолепная-ваша Фанни Остергайзер.

Видео