Перпендикулярные миры параллельного кино.
Смотрел фильмы Юфита, братьев Алейниковых, Дебила, Юхананова
и других параллельщиков в середине 80-х. Нравилось.
Забавные, черно-белые, аппелирующие к киноавангарду начала века, наивные,
но трогательные игрой непрофессиональных актеров, неуклюжим монтажем, бедным
светом. Некрофилия - прелестный и смешной шарж на Фрейда. Вращение Земли
- буквальная круговерть вокруг палочки, обозначающей Северный полюс. Реминисценции
к Эйзенштейну - буквальны раскраской кадров цветным фломастером. Минимальными
средствами, при минимальных технических возможностях молодые ребята играют
в кино. И часто их 10-минутные фильмы, простые и забавные, смотрелись интереснее
двухсерийных опусов киностудии "Мосфильм" или студии им. Довженко.
И это вполне естественно. Очень часто трудности, безденежье, малюсенькие,
но возможности, заставляют голову лучше соображать, жажда высказать что-то,
чтобы тебя поняли, выжимает и выкручивает мозги, выдавая совершенно парадоксальные
решения и ходы. Все это и можно было наблюдать у отечественных авторов
параллельного и перпендикулярного кино.
Прошло десятилетие.
Самиздатовский журнал СИНЕ ФАНТОМ,
рупор и идеолог движения параллельщиков 80-х, после 10 лет молчания, вновь
всплыл. Но уже как клуб и сайт в Интернете. И имена в нем почти те же.
И слова те же. И манифесты. И фестивали. Вот только фильмы... Пришел в
СКРИН, чмыгая ностальгической соплей. Комета прибавила соплей, вспомнив
публикации о параллельщиках в ЗОМБИ.
Узнал Бориса Юхананова, который стал таким чистеньким, ублаготворенным,
мирным, ну прямо еврейский мальчик - отличник в провинциальной гимназии
города Бердичева. Сейчас он ведет свой класс где-то во ВГИКе что ли...
Учит детишек "быть режиссерами". Игорь Алейников умер. Глеб -
большой и добрый. Девочки - стильные, но скушные, мальчики - пьют только
чай и молоко. Пиво и портвейн их тусовок остался в прошлом. Так же как
и само параллельное
кино. С первой же ленты "Суд над
Брунером" мне показалось, что я попал явно не туда. "Тут
не просмотрик ли рекламных роликов региональных телекомпаний?"- спросил
я у соседа справа. Он плохо посмотрел на меня. Потом я узнал, что это был
один из авторов. Но не этого фильма. Какого-то
другого. Настроение испортилось. Пленка Кодак, безукоризненный свет, компьютерные
навороты, английский язык (девочка-режиссер этого фильма Ольга Столповская,
щебетала, что, мол, все делается в расчете на европейские фестивали, а
ТУТ эти фильмы никому не нужны). Все время хотелось надерзить ей: а ты
что, дочка, заработать этим хочешь? Здорово. Только зачем называть это
альтернативным кинематографом. Иди в рекламный бизнес, отдохни. Не мучай
головку дурными мыслями. Ты такая прелестная, в таких кожаных штанишках,
так профессионально снимаешь и монтируешь. Иди, деточка, иди... Я сдержался.
Не хотел портить Комете сейшен. Потом, правда, были минималистские
новеллы Агенства Синий Суп, "Эмма
Цунц" - четкий образец вторичного переосмысления авангарда начала
века, "Дзенбоксинг" - вариант убогой, но рейтинговой телевизионной
передачи "ОСП-студия". Только от нее меня тошнит, а от последней
ленты Алейникова
просто скушно. Порадовали лишь "Четыре
предмета" Дулерайна и Рауха. Пожалуй, только это можно назвать
параллельным кино в том виде, в котором это все задумывалось когда-то давным-давно.
Черный, но юмор, экспрессия талантливых дилетантов, актеры - художники.
Серое небо. Белый снег. Пересеклись грани веков и шпалы заплеванной железнодорожной
насыпи. Человек с топором в спине встал и пошел гулять в грязном подмосковном
лесочке.
Как и положено, пересеклись параллельные прямые.
Марчелло Попеску.