Этот
сезон у меня как-то неотвратимо ассоциируется со шлягером советского
периода вокально-инструментального ансамбля «Машина времени». Не знаю
уж, в чём дело. Возможно, лицо Макаревича, навязчиво преследующее меня
с экрана ТВ в кулинарных, музыкальных, географических передачах, с рекламных
городских афиш различных шоу тусовок, радиоканалов, распродаж, добило
мой «разум измождённый» постером его нового печатного опуса «Занимательная
наркология» на входе в близлежащий книжный магазин, где я покупаю гуашь
для моего ребёнка. Кретинически-жизнерадостное лицо улыбающегося во
весь рот автора, нашедшего что-то «занимательное» в трагической социальной
катастрофе нашего времени, как-то придавило меня. Этот продукт масс-медийной
обработки «плебса» довёл мою аудиовизуальную картину мира до состояния
перманентного «дежа вю» и я всюду вижу лик ухмыляющегося Макара и слышу
его «Поворот», «Синюю птицу» и «За тех, кто в море», меня преследуют
запахи жареной курицы, звуки шлёпающих ласт и рок-н-рольного квадрата
за поворотом соседнего зала игровых автоматов. Оттого с огромным трудом
переключаюсь на тему, пока ещё далёкую, надеюсь, от появления там старейшины
отечественного поп-рока Андрея Макаревича, – на разговор о первом интересном
событии начавшегося сезона - III
Международном кукольном фестивале имени С.В. Образцова.
Итак, 16-21 сентября
2005 г. в Москве проходил очередной фестиваль кукол. В прошлом году
я уже была на подобном мероприятии и писала о нём. Сейчас, оглядываясь
назад, я ощущаю только радость оттого, что у нас ещё проходит хоть что-нибудь,
кроме бесконечных пивных тусовок, валютно-кремлёвских помпезных концертов
западных ветхих исполнителей типа Джо Коккера и Элтона Джона, неизвестно
из какой пыльной задницы выкапываемых «возрождённых» рок-групп «Энималс»
и «Ван дер грааф дженерейтор», давно забытых и похороненных во всём
мире, кроме нас, «Смоков» и «Иглз», зачастивших к нам негритянских джазовых
толстушек и неожиданных отечественных дуэтов из мумифицированных 70-летних
старлеток и педиков, которые в своём старческом маразме даже в нужный
город доехать не могут: едут в Петербург, а попадают хрен знает куда.
Во всём этом пантеоне восковых фигур и героев ужастиков приятно выделяется
достаточно некоммерческое и мало рекламируемое мероприятие, связанное
с настоящими куклами, а не с ожившими мертвецами. Не все спектакли кукольного
фестиваля я посетила: на некоторые не пошла вполне сознательно. Ну не
хочу я смотреть куклу Холстомера («Холстомер» Брестский областной театр
кукол). Я даже в исполнении легендарного Евгения Лебедева не воспринимаю
театральную версию этого произведения Толстого. Это столь интимное и
горькое произведение, что любое вслух произносимое и публично «играемое»
действо его кажется мне кощунственным. Так же, как и спектакль «Дети
Бестии» по роману Давида Гроссмана «Ключевое слово: Любовь», который
привёз еврейско-немецкий театр «Театрон». Ну не воспринимаю я трагедию
концлагерей фашистской Германии в кукольном варианте. Не могу почувствовать
«оригинальность решения» игрушечного пепла из печей крематориев, в которых
немцы сжигали евреев и русских. Для меня нет ничего объединяющего куклу
и убитого ребёнка, кроме бараков детского концлагеря Саласпилс, в который
родственники убитых там детей до сих пор привозят куклы и конфеты вместо
цветов. Никакой комплекс вины современных немцев не может заставить
меня забыть это. Никакие политические амбиции нынешних политиков не
оправдывают страшное, бесчеловечное убийство тысяч этих маленьких и
ни в чём не повинных существ. И для меня это табуирует любую зрелищность
данной темы. Но это всего лишь моё субъективное мнение и я отхожу с
ним в сторону. Столь же субъективно я не посетила спектакль курганского
театра кукол об Эдит Пиаф. И из чисто патриотических соображений не
пошла на представление эстонского театра: пусть они сначала наведут
порядок со своим профашистским режимом, а потом приезжают в Москву,
да ещё и в год 60-летия Великой Победы. Жаль, что у нашей интеллигенции
(в том числе и у организаторов мероприятий) присутствует ложно-либеральная
позиция в подобных вопросах. В наше непростое время патриотизма не может
быть много, его всегда только очень-очень мало.
А теперь только о хорошем и прекрасном. На фестивале было несколько
очень экзотических спектакля театров теней. О великолепном спектакле
питерского театра «Кукольный формат» « Кошка, которая…» мы уже писали
в прошлом году. Это совершенно изумительное зрелище, которое заставляет
гордиться нашей страной: пусть у нас уже нет своих самолётов, машин
и космических исследований, но у нас ещё остались прекрасные творческие
люди, с интереснейшими идеями и их воплощением. Пусть хотя бы в кукольном
варианте.
Театр Маленького Зеркала из Парижа – это один человек Жан-Люк Пансо.
В 1981 г. это был первый иностранный кукольный театр, приглашённый в
Китай после «культурной революции». Именно оттуда «вывез» режиссёр и
исполнитель идею постановки спектакля «Волшебный мальчик и царь драконов»
по мотивам китайской сказки о мифическом герое волшебном мальчике ЛоЖа.
«Театр Маленького Зеркала» известен в театральном мире не только как
коллектив, бережно возрождающий традиции китайского театра кукол, но
и как новаторская творческая группа, переносящая культурные традиции
Востока в контекст европейской культуры. И хотя смотреть данный спектакль
было достаточно трудно и из-за корявого текстового подстрочного перевода
на экране, расположенном рядом с ширмой, и из-за того, что маленькие
изящнейшие контуры кукол для теневого театра, изумительно сделанные
из разноцветной кожи, явно предназначены для более камерного, нежели
театральный зрительный зал пространства, всё равно было интересно. После
спектакля детям разрешили подержать в руках редкостных кукол – это тоже
нетипично для отечественного театра. Тем более что эти куклы очень хрупки.
Но надо было видеть лица малышей, когда они увидели и поняли, что именно
давало такие странные тени на белом полотне.
Театр «Сезам» из Швеции привёз спектакль на музыку Игоря Стравинского
«Жар-птица». Очень приятно осознавать, что культурное наследие России
ещё не забыто в мире, что там ещё помнят о нашей стране, как о родине
великих творческих личностей, а не только популярных воров и блондинок
на выданье. Куклы и декорации сделаны из прозрачного раскрашенного пластика
и очень интересно было наблюдать искусное изменение масштабов объектов
представления, которое достигалось приближением и удалением их от источников
света. Специально для фестиваля был сделан русский текстовый вариант
спектакля. Что тоже очень понравилось. Хотя странное имя принцессы –
Симма, как-то озадачило. Но чего не бывает в сказочном саду!
Московский театр кукол, теней и актёра «Отражение» показал сказку Андерсена
«Соловей». Ну, какой же кукольный фестиваль без Андерсена! Такого просто
не может быть. И замечательно, что именно наш театр не обошёл своим
вниманием сказочную классику. Театр «Отражение» - странное явление.
Это бродячий театр. То есть театр без своего помещения. Такой театр
можно представить себе, если он играет какие-то лубочные спектакли типа
Петрушки, или совсем простые детские кукольные сказки, одномерные, с
нормальными куклами. Но спектакль этого театра – это сложнейшее технологическое
действо, с теневыми куклами, с марионетками, с игрой света и тени, с
живыми актёрами. Как всё это сложно организованное пространство может
существовать в нестационарном состоянии – я представить себе не могу.
Но оно существует и уже не первый год. А точнее, более десяти лет: с
17 декабря 1994 года. Честно говоря, я думаю, что специально напишу
материал об этом театре к его годовщине в декабре. А пока лишь раскланяюсь
в моём бесконечном уважении к героическим людям, создавшим и поддерживающим
его все эти годы.
А вот зачем на фестивале потратили уйму денег на приезд сюда американца
Джима Гэмбла с его эстрадными марионетками непонятно даже работникам
самого театра Образцова. В кулуарах после его пафосно представленного
20-минутного представления в духе эстрадных шоу советской провинции
70-х годов, капельдинерши обиженно переговаривались между собой: знали
бы, что такая халтура будет, отговорили бы мамаш вести сюда своих детишек,
всё же билет по 250 рублей, а простые входные – у стенки постоять -
по 100. За что же им платить-то, бедненьким, вон простояли у стеночки-то,
а смотреть и не на что. Правда и называлось всё это в анонсе спектакля
Гэмбла «Чудесный мир кукол» - кукольным кабаре, но кто мог ожидать такого
провинциального и убогого кабаре. Да уж, что для американца хорошо,
для русского – неприемлемый примитив и откровенный кич.
К сожалению и неплохой в своём роде эстрадный кукольный «Чемодан-дуэт
КВАМ» тоже больше подходит для кукольного варьете, но никак не для международного
фестиваля. Есть всё же разница в развлечении жующей публики и в показе
ЛУЧШИХ образцов интеллектуально-эмоциональной работы коллектива для
думающей, подготовленной публики, для детей, приведённых родителями
на ПРАЗДНИК. В последние минуты перед запуском публики в зал по сцене
заметались питерские кукольники с причитаниями: в зал идут дети, а мы
всё готовили для взрослой аудитории! И на ходу стало кроиться действо,
больше подходящее, конечно же, к эстрадной площадке, к ресторану или
местечковому Дворцу культуры, где изголодавшаяся по зрелищам публика
идёт посмотреть заезжих исполнителей всей толпой. Куклы из тельняшек
с головой-кастрюлей, остроты из явно КВН-овского прошлого артистов,
парики из Райкина (Аркадия, а не Константина), уборщицы в синих халатах,
знакомых только тем, кому уже далеко за 40. Короче говоря, полный зал
детей так и не понял, о чём, собственно говоря, речь. А взрослые, типа
меня, и не хотели понимать: эстрада она и есть эстрада, в любое время
мне чуждая и неинтересная. «КВАМ» и Гэмбл отлично бы смотрелись на одной
сцене, неважно где, в русских ли кварталах на Брайтон-бич или в Магаданском
Доме ветеранов сцены. Но не на международном кукольном фестивале в Москве.
Вот ведь, а обещала только о прекрасном говорить – что за сволочной
характер!
Но закончу всё равно
на высокой ноте: очень камерный спектакль, незаметно для всех участников
и гостей фестиваля прошедший в музее-квартире Образцова - «Маленькие
рассказы про животных». Зрителей – 10 человек. Исполнитель – один. Моноспектакль
артиста театра им. С.В. Образцова Виктора Рябова по мотивам одноимённой
книги Образцова с рисунками Н.Е. Чарушина. Попала туда случайно. Считаю,
что это самый лучший спектакль этого фестиваля. Да, именно так: лучший.
Представьте себе чистое белое пространство, маленькое и уютное, как
спальня-мечта вашего детства: белый пол, белые стены, колышущийся белый
шёлк потолка… добрый маленький человечек в холщовом костюме пасечника,
в толстых уютных шерстяных носках. Тоже весь белый, светлый, но никак
не похожий на привидение из американских комиксов. Рассказывает истории
об окружающих нас пичугах и зверушках. Тихо так рассказывает, под посвист
снегирей и шум ручья, незаметно меняя расписные покрывала-батики: зима,
весна, лето, осень. Гнёзда ласточек и птенцы в них – шевелятся как живые.
Пенёк с птичками и грибами около него. Из раскрытого зонта, кружась,
разлетаются осенние листья. Ребёнок рядом со мной заворожённо следит
за всем этим, прислушивается, затаив дыхание протягивает пальчик, когда
ему дают потрогать почти живую жабу, шевелящуюся и совсем не холодную
– всё же это кукла. Всё вокруг такое трепетное и нежное. Пространство
живёт и вздыхает, повествуя нам о чём-то своём потаённом, простом и
безмерно прекрасном. Не отличаюсь особой сентиментальностью, да и не
так уж юна, чтобы быть чувствительной, но во время этого спектакля…
нет, этой встречи с чудной природой и чудесным талантом человека, живущего
с ней, природой, в такой сценической гармонии, почувствовала, как слёзы
навернулись на глаза. Вот что надо было показать всем участникам фестиваля,
всем этим американцам, французам, шведам, всем разочарованным детишкам
из больших залов, всем их задёрганным мамам и бабушкам, чтобы отдохнули
они душой и посветлели глазами: есть, для чего жить, мир прекрасен и
удивителен. Спасибо огромное нашим русским кукольникам, театру, дающему
нам такие минуты, актёру, привнёсшему в мир такой свет и покой. Спасибо
жизни, за то, что она, такая великолепная, есть у нас.