В Москву приехал из далеких европейских
заграниц тувинский ансамбль "Хуун-Хунхурту". Нечасто
балуют нас своими концертами такие знаменитости, поэтому даже с каким-то
трепетом в чреслах вошел я, как в храм, в закуренный до одурения полуподвал
клуба "О.Г.И." в самом центре Москвы. Тусклые лампочки, грязные столики,
заляпанные цементом стены - модный дизайн каких-то московских художников.
Что-то читал обо всем этом... Помню, что ребятишки с такими родными русскими
фамилиями типа Бродский, хорошо заработали на этом заказе - молодцы, вот
это по-нашему, по-новорусски. Сцена в самом грязном и темном углу, над
ней неумелыми каракулями написано название клуба - концептуалисты, едрить
его в голень! Это ж надо так нафунтыбрычить! Я так понимаю, что ребята
у себя дома на заработанные своим концептуалистским творчеством денежки
понаделали евроремонтов и ходят сюда отдыхать от белых стен и стильной
итальянской мебели. Посидят на грязных лавках, продымятся как следует,
поржут над придурками, которые платят по 150 руб. за вход, и уезжают домой
занозы из попы вытаскивать, сладострастно постанывая на кожаных диванах
цвета топленого молока. А я остался в толпе придурков, ожидая начала выступления.
У них в клубе все концерты начинаются в 22.00 специально, чтобы "оставил
надежду добраться домой в нормальное время, всяк сюда входящий". Им бы
лучше, втихую договорившись со столичными таксистами и скупщиками шмоток,
вообще в полночь начинать, чтобы к последней пересадке в метро большая
часть зрителей не успевала, и или оставалась дремать на занозистых фанерках
клубных лавочек, переплачивая за пиво, или отдавала последнее (часы там,
пальто, шарф) таксистам, чтобы все же доехать до домашней ванны и постели.
Всем будет копеечка какая-никакая. Так вот, сижу я так, дремлю, дышу через
рот, чтобы запахи кухонно-табачные меньше чувствовать, денег на кофе и
пиццу нет, пиво не люблю. Грусть постепенно одолевает. Может поэтому и
не пошло у меня все дальше как надо.
Вышли на сумеречную сцену мужички в национальных,
надо полагать, костюмах с национальными, мне так показалось, инструментами.
Для пущего
телодрожжания и почитания перед началом выступил какой-то дядька и страшным
грозным голосом рассказал, что мы, убогие, удостоены чести присутствовать
на выступлении супер-пупер команды, от которой сам Фрэнк Заппа кончал
прямо на сцене, а Стив Уандер решил больше не петь вообще, мол он себя
щеглом сопатым рядом с тувинцами почувствовал. Да и Питер Гэбриэл закомплексовал
не на шутку. Короче говоря, все конец рокенроллу! И серьезные ребята серьезно
так, сопровождая все основательными ликбезовскими пояснениями, загундосили
и затренькали. Засверкали вспышки фотоаппаратов, застрекотали видеокамеры
- прямо концерт Мадонны! А один из узкоглазых на сцене вдруг так грозно
и говорит: вы тут вспышками не пыхайте и вообще отойдите-ка подальше,
подальше. У меня в голове и вообще зазвучало: пшли вон, козлы. То ли от
дыма папиросного, то ли от тесноты сжавших меня потных тел. Зачем я здесь?
"Пинк Флойд" видел? Видел. "Чолбон"?
Видел. "Аквариум", "Зоопарк",
ансамбль Покровского, ансамбль "Березка", Монсеррат Кабалье, Джей Джей
Йохансон, Бьорк - все видел. Все здорово. Им всем, насколько я мог видеть
из зала, безумно нравилось, когда их фотографируют, когда их любят. Никто
себя хамски с публикой не вел. Скорее наоборот, иногда публика забывалась
и начинала кидать на сцену что-нибудь непотребное. Например, дамские трусики.
Конечно, Мик Джеггер какой-нибудь оговаривал заранее возможности съемок
аккредитованными фотографами в Карнеги-холле. Или во Французской опере.
Но в сраном полуподвальном клубе на тусовке... Может, тувинское солнце
и вправду встает не с той ноги, то есть не с востока, а с какой-нибудь
другой стороны? И солнцеворот (а именно так, якобы, переводится название
группы с тувинского языка) у них какой-нибудь особый. Не знаю. И знать
не желаю. Скушные зазнавшиеся азиаты пытаются надувать щеки и раскрывать
широко глаза, наверное, чтобы походить на арийцев. А горловое пение мы
и получше слышали: Николай Ооржак, например. И прикиды национальные посочнее
видели: группа "Биосинтез" из Кызыла в конце 80-х на фестивале "Сырок".
Я так думаю, что "Хуун-хунхурду" просто повезло чуть побольше, чем другим.
А в Туве так поют и играют в каждом селе, на каждом базаре во время каждого
праздника. И, по большому счету, это самое главное. Все остальное - шелуха.

|