Эти строчки из задорных частушек костромского фольклорного коллектива «Карусель» можно трактовать и как нечто социально позитивное и как проявление определённой конъюнктурности, вызывающей у настоящих знатоков и ценителей фольклора снисходительную усмешку. По моему мнению такая постановка вопроса явно преждевременна: то, что в зале объекта ХХС (так называли молодые архитекторы Храм Христа Спасителя в период его «стахановского» по срокам строительства) собралось несколько сот человек, интересующихся фольклорными мероприятиями и знакомых друг с другом по многолетней работе с фолком – это ещё не показатель возросшего интереса к народным традициям со стороны государства и финансово – медийных структур. Этим самым структурам и каналам глубоко плевать на русский и всякий-разный фолк. Это пока полный «неформат». Недаром из всех СМИ наблюдалось прибытие только съёмочной группы канала «Культура». Хотя то, что они показали в вечерних новостях своего канала .... Лучше бы их машина не завелась на морозе и они не доехали до ХХС: две минуты серой картинки с идиотскими коментариями, они даже умудрились поймать момент, когда старушки, весь день яркие, как райские птицы на сцене и за кулисами, будоражившие публику своим фланированием по вестибюлям в народных костюмах, были уже переодевшимися в простые платочки и ветхие серые кофточки-юбочки. Именно у них, уже таких по-домашнему маленьких и незаметных, телевизионщики что-то спрашивали о фольклорных песнях и обрядах. Уму не постижимо! Все уфотографировались этих старушек из села Отрадное Брянской области в потрясающих старинных нарядах и феерических головных уборах, а телевизионщики из всего мероприятия выбрали всё такое жалостливое и монохромно-унылое. Надо ж так постараться. Хотя, с другой стороны, это, возможно, и хорошо. Ибо как только выступление каких-нибудь бабулек из брянской глубинки будут снимать все ТВ-каналы, их голосами наполнится радио-эфир многочисленных коммерческих радиостанций, так бабульки сразу будут заменены длинноногими красотками, открывающими рот под фонограмму этих самых бабулек, а их коротковатые панёвы, не расчитанные на 190 без каблуков и 90х60х90 с силиконом, будут срочно отреставрированы Зверевым под нужные параметры и обшиты стразами от Юдашкина. Представляете белгородская панёва, а по её подолу вышивка золотыми нитями «JUDASHKIN». Пшик – и нет бабулек. Вау – и нет русского фольклора. Всё опять становится бабкински-кадышевским. Так что народ пока, слава Богу, на фольклор не валИт. Хотя мероприятие, о котором я рассказываю сегодня, называется крайне пафосно: Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Он проходил в Москве 1-6 февраля 2006 г. В пресс-релизе конгресса много громких слов и крупных аббревиатур – ЮНЕСКО, СИОФФ, ПОФ, ИНСИТА. Не знаю, что это за конторы (разве только о ЮНЕСКО что-то слышал, причём не очень хвалебное в связи с попыткой сохранить великолепный памятник архитектуры XII века в Таджикистане Хульбук, от чего ЮНЕСКО дистанцировался). Но слова из пресс-релиза о «детском и молодёжном фольклорном движении» в 90-х годах, ранее «задавленном» советским государством, напомнили мне передовицы советских газет: много и ни о чём. Кто «горел» этим делом, тот и при советской власти вёл детские фольклорные кружки, занимался в многочисленных Домах культуры городов и сёл самодеятельностью, народными танцами, ремёслами. А вот сейчас как раз в структуре государства не предусмотрено места ни для чего подобного. Все должны зарабатывать деньги своими увлечениями. Или не иметь их, этих увлечений, вовсе. Роскошь иметь увлечения доступна только дочкам собчаков и сыновьям михалковых: они любят верховую езду, имеют конюшни, летают на горнолыжные курорты, коллекционируют бриллианты или футбольные команды. Для обыкновенных людей есть только «Обыкновенное чудо» по телевизору в сотый раз. А это значит, что квартет акарин и ансамбль народной музыки «Купина» должны понравиться абрамовичам или вованам, чтобы те пригласили их в свои коттеджи в качестве «рашен экзотик» перед «основным блюдом» - ансамблем «Смоки». А без этих заработков у ребят не будет ни репетиционной базы, ни костюмов, ни денег на реставрацию музыкальных инструментов, ни денег на поездки на какие-нибудь фолковые мероприятия даже во Владимир, не то, что на Урал или в Англию. Это тебе не советская «халява» с ведомственными Домами культуры и отчётностью по выполнению планов по художественной самодеятельности, когда каждая завалящая деревенька просто обязана была выставлять «народный коллектив» на многочисленные смотры художественной самодеятельности. А поездки фольклорных коллективов за границу по линии каких-нибудь министерств или профсоюзов были просто бытовой мелочью. Господи, верни нам эту самую «халяву»! И я обещаю каждую свою публикацию начинать с эпиграфа из Маркса или Ленина, специально для этого куплю ППС классиков марксизма-ленинизма и поставлю их на самое видное место вместо Фейхтвангера и Флобера. Я на всё согласен, только пусть в деревнях, где сейчас нет даже света, снова загорится «лампочка Ильича», а в красных уголках, восстановленных после мерзости присутствия казино и залов игровых автоматов, вновь будут работать шахматные кружки и курсы кройки и шитья. Я согласен на талоны на масло, согласен никогда не выезжать за «железный занавес», но пусть нашим детям делают бесплатные операции и старики получают пенсию в 120 рублей, на которую можно хоть каждый месяц летать в Сочи или к внукам в Сибирь (билет в Омск на самолёт – 46 руб.) Пусть по ТВ идут съезды партии хоть до посинения. Но чтобы в кинотеатрах перед началом сеансов показывали не рекламу очередных американских блокбастеров с потоками крови и сиськами во всю стену, а хронику уборки урожая и праздников народной песни в деревне Караваево Костромской области. Тогда не только несколько сот человек в Зале Церковных Соборов смогут увидеть эти прекрасные выступления коллективов из Тульской и Брянской области, ребят из Тувы и Бурятии, гармонистов, ложкарей, гусляров...
А концерт, названный устроителями конгресса «Фольклорные фрески» и впрямь был очень хорош. Посмотрите его и порадуйтесь тому,что пока ещё что-то осталось у нас за душой.

Видео