Из всей программы Второго Всероссийского и первого
международного фестиваля «Этника», который проходил в Москве 15-19 октября
2003 г., я с самого начала очень хотел посмотреть именно венгров из
Трансильвании - ансамбль «Звуки Димеша». В составе этого ансамбля, как
мне говорили, были два замечательных старика – муж и жена, каждому под
90 лет. Янош Зеркула и Регина Фико являются представителями последнего
поколения аутентичной венгерской музыки в Трансильвании. Янош Зеркула
– легендарный скрипач уникальной этнической группы венгров «чанго»,
сохранивших архаичную традицию региона Димеш (Трансильвания). Его жена
Регина Фико играет на древнем ударном инструменте - гардон (имеет форму
виолончели). Все это я знал. Но никак не ожидал увидеть и почувствовать
такой силы драйв и энергетический заряд от патриархальных старых крестьян
какой-то полулегендарной вампирской европейской трущобы.
Самолет с венграми задерживался, мы терпеливо сидели в зале, просматривая
довольно-таки вялые выступления
ансамбля «Спас» из п. Дубки Саратовской области и нудно-похмельных
мужиков из Воронежской области с тоскливыми «Мужскими историями»
и рекрутскими страданиями. Все было пыльно и скучно. Оживляло только
перманентное проскальзывание в зал организаторов фестиваля с передаваемыми
громким шепотом сообщениями: ОНИ уже проходят таможню… ОНИ уже едут…
ОНИ стоят в «пробке» на Ленинградке… Все это как-то электризовало, ожидание
становилось концептуальным актом. В глубине души я побаивался разочарования
от несбывшихся ожиданий. Как в детстве, когда ждал новогоднего подарка
– восхитительную желтую машину-мусоровоз, а дарили книжку с отвратно
яркими картинками и меленькими буквочками. Вдруг приедут такие старые
развалины и будут гундосить себе под нос что-то невразумительное. А
мы тут их ждем, ждем. И вот наконец: ОНИ ПРИЕХАЛИ! Организаторы радостно
забегали туда-сюда. Со сцены сползли последние страдающие мужики. Я
подтянулся и внутренне собрался. В проходе между рядами прошла маленькая
группка из бодрого старика со скрипичным кофром, но котором была наклейка
« I love rock!» и вызывающе алым языком эмблемы «Роллинг Стоунс». Рядом
семенила бабулька в платочке и обычном «совковом» сереньком прикиде.
Чуть за ними возвышался осанистый мужик и тетенька в венгерских национальных
костюмах. И еще несколько невзрачного вида людей. Они уверенно прошли
на сцену. О них сказали несколько слов ведущие. И… Странные звуки ударно-струнного
гардона сливались со смеющейся задорной скрипкой старика. Печальные
мелодии сменялись зажигательными танцевальными песнями. А здоровый мужичина
с легкостью необыкновенной и невозмутимостью столь же необыкновенной
закручивал свою партнершу в орнамент причудливого и страстного народного
танца. Он не смотрел себе под ноги. Он не смотрел на свою партнершу.
Он просто плел свой узор, витиеватый и ему одному ведомый. Ему и череде
его предков. Не было стариков и старух на сцене, а был только вечно
молодой дух народного искусства. И никто из зрителей даже не подумал
о том, что эти люди только что провели десятки часов в дороге, только
что сошли с самолета. Нет, нас радовали своей легкостью и яркостью,
одаривали любовью и теплом, щедро, безоглядно. Это было прекрасно!