Очень, очень давно хотел посмотреть "Провинциальные танцы"
из Екатеринбурга. Наталья Широкова, одна из основательниц коллектива,
пребывает последние несколько лет в Москве и я стараюсь следить
за ее новыми постановками. Там все очень интересно. А вот как обстоят
дела в уральском коллективе? Ажиотаж в Центре Мейерхольда на спектакль
"Танцев" был как-то неприятно неожиданным. Возможно просто
оттого, что и сам Центр всегда представлялся мне несимпатичным аппендиксом,
рудиментарным придатком к огромному банковскому комплексу, в котором
он расположен. "Папики" явно хотели "прикрыться"
театральным залом, завуалировать строительство огромного дворца
ворованных капиталов в центре Москвы этим маленьким камерным помещением
под самой крышей. И вывеской с именем революционного театрального
режиссера. Бедняга Мейерхольд явно вертится в своем гробу постоянно
и уже понял, что именно за это будущее его и расстреляли в застенках
НКВД. Он даже, я думаю, перестал обижаться на своих палачей: уверен,
что они были ясновидящими. От этого местечка на Новослободской так
воняет новорусской тухлятиной! В этом-то зале и представлялись "Провинциальные
танцы". Уже до начала спектакля меня насторожил большой батут,
растянутый в поле действия. Это был любимый всеми детьми, посещающими
нынешние площадки аттракционов, круглый батут. Веселая "прыгалка",
но при чем здесь театр, модерн данс? Ищем новые формы? Так и до
песочных формочек недалеко, и до деревянных коняшек. Только я подумал
об этом, как в поле моего зрения появились детские игрушечные "вертелки"
из фольги, которые продаются в каждом детском парке аттракционов.
Только вертелись они в руках у достаточно зрелого вида дам в откровенно
блядских нарядах: разноцветные чулки с подвязками, туфли на огроменных
"шпильках". "Танцы" начались. Спектакль назывался
"Lazy Susan". Так называется круглый вращающийся стол
в каких-то азиатских забегаловках. Вместе с конферансом Пепеляева
на английском языке все это сразу создало атмосферу дешевого кабака
провинции Юань. С претензией на шикарность, но местными средствами.
Местечковость и попытки оригинальничанья художников, хореографа
спектакля создавали странный сплав: ощущение скуки и какой-то неловкости
не только за выступающих, но и за публику, припёршуюся в центр Москвы
на невесть что. Такие чувства сейчас частенько возникают, когда
случайно наткнешься в ТВ-ящике на отечественный сериал "из
красивой жизни" или на театральную постановку провинциальных
новаторов по А.Н. Островскому, где купец Дикой раздевается до трусов
"в сердечках" из соседнего универмага. Неловко как-то.
Не стыдно - а чего нам-то стыдиться, ведь на сцене не я, не ты?
- а именно неловко. Неужели у нас, русских, исчезает не только актерская
и режиссерская школа, некогда самая интересная и самобытная в мире,
но и публика, некогда самая читающая и грамотная. Остается быдло
и псевдоэстеты, которым чем гаже, тем слаще, чем тупее, тем вкуснее.
Уже нет побед во Второй мировой войне, нет достижений советской
космонавтики, нет своих куриных окорочков и своего хлеба. Ничего
нет. И исчезает последнее - внутренняя культура российского интеллигента,
равно образованного и разборчивого в столицах и в провинции. Исчезает
культура библиотекаря, врача, учителя, инженера - основной читающей
и понимающей аудитории русского театра. Остаются голые задницы,
детские погремушки - для этого исчезающего класса разночинцев и
модные китайские рестораны и те же самые голые задницы - для полуграмотных
брынцаловых-жириновских и примкнувших к ним достаточно грамотных,
но и достаточно развращенных объедками с их столов, швыдких. Так
что кое-что нас все-таки объединяет…
Марчелло
Попеску.
|