Брызги из прошлого.
Не могу удержаться от дешевой реминисценции: водопад...
брызги... Ну, не могу. Действительно,
когда в СКРИНе 19 октября специально под съемку телевизионного сюжета и
по пути для трансляции в Интернет выступала группа
"Водопад" - я пару раз всхлипнула. И не только я. Было несколько
наших друзей, которые построчно знают все песни Водопадов с того еще времени,
когда в середине 80-х Москву буквально захлестнул поток песен с подпольных
магнитоальбомов какой-то мифической группы "Водопады им. Вахтанга
Кикабидзе". Все вокруг напевали их песенки, цитировали, записывали
друг другу сначала альбом "Концерт по заявкам", потом "Панк-съезд".
Оба альбома прямо искрились то добрым почти частушечным юмором, то злой
иронией достойной
Салтыкова-Щедрина
и Зощенко. И никто не знал, что же это за группа, откуда... Ходили слухи,
что это питерцы - только они, мол, могут так здорово играть и веселиться.
Но с питерским рок-клубом у нас у всех были достаточно тесные отношения
(не то, что сейчас) и не было никаких следов Водопадов в Питере. Наши москвичи
резвятся? Кто-нибудь из легендарного гипер-ироничного проекта "ДК"?
Нет, я бы уж точно это знала. Так кто же? И вот однажды мы по телефону
общались с известнейшим свердловским музыкантом Александром Пантыкиным
(помните "Урфин Джюс"?) и по ходу разговора как-то всплыл вопрос
о Водопадах. Пантыкин сразу оживился: так это же наши ребята из поселка
Верхотурье Свердловской области. И рассказал мне, как однажды к нему в
рок-клуб пришли какие-то застенчивые мальчики и сунули кассету со своим
альбомом. Таких ребят в то время в каждый рок-клуб приходило десятками
на фунт. Пантыкин сунул их кассету в стол и, как водится, забыл о них.
Прошло изрядно времени. Однажды от нечего делать он все же решил навести
порядок в этом своем столе и, найдя какую-то кассетку, сунул ее в магнитофон.
Это было нечто! Цитирую его по памяти: "Послушал и просто взбесился
- как здорово-то! Какие-то сопляки, а как здорово все сделали. Деревенская
ребятня - и меня, махра, учить будут! Обидно до слез." А на кассете
ни обратного адреса, ни телефонов никаких. Всем рок-клубом бросились их
искать. Нашли. И Саша
дал
мне их телефон в Верхотурье. Как я до них дозванивалась через коммутаторы,
телефонисток, каким-то кривым путем - это отдельная песня. Но все же дошла
до ребят и пригласила на концерт в Москву. И что бы вы думали? Они приехали.
Прямо из своего поселка городского типа. В Дом культуры Метростроя. И я
в первый и последний раз за все долгое время своего пребывания в нашем
рок-н-ролле видела, как 500-местный зал пел все песни с исполнителями,
впервые выступавшими в Москве. Пел хором. В каком-то веселом азартном восторге.
Подряд все песни. Прошло время и мы с друзьями вновь, после долгого периода
"неслышанья" этой группы (кассеты с их альбомами подзатерлись,
а компактов им никто не сделал, к сожалению), вновь окунулись в странный,
наивный, смешной мир Петь и Вась, которые "разобрав колхозный трактор"
микшера сколачивают. И мне снова весело и как-то бесшабашно с незатейливыми
песенками Водопадов. Вокалист Слава почти не изменился. Из старого состава
больше никого нет. Новые вещи звучат жестче и техничнее - от этого только
проигрывая. Зато старые - хороши по-прежнему. Да и многие темы остались
столь же актуальными, если не более (это про любовь русской девочки Тани
и Бикмухамедова Закира с финальной строкой "Как надоел ты вонючий
национальный вопрос" - только раньше это было просто смешно, а сейчас
грустно и страшновато). Грустинка частенько проскальзывала, когда я слушала
это выступление Водопадов. Какие проблемы были раньше: бюрократическая
ода дырокола в исполкоме, панки-рокеры, очередь за пивом, двойка на уроке
пения... А сейчас: войны, смерть, взрывы жилых домов, голодные пенсионеры,
эпидемия туберкулеза среди московских детей, наркомания в школах... Неужели
вместе с нашим "совковым" прошлым ушла и простая жизнь, с простыми
житейскими проблемами и простым социальным оппозионерством бюрократическому
государственному аппарату? Неужели отныне всегда мы будем следить "за
оставленными в транспорте вещами и сообщать водителю"? Вглядываться
в сотни калейдоскопом меняющихся рож на заседаниях какой-то непонятной
Думы, пытаясь найти среди этих уголовников, ворюг, развратников хоть одно
пусть чиновничье, но все же лицо? Пусть туповатое, но чтобы оно боялось
протокола заседания парткома, а не выстрела в спину за сворованные тысячи
и миллионы. Неужели Кинчев и Шевчук теперь всегда будут петь только на
стадионах и в концертных залах, и только за бешеные гонорары? И до конца
жизни мне придется слушать только западный рок и старые кассеты русского
андерграунда, а всех этих бездарных нынешних "рок-исполнителей",
типа "Мумий Тролля", "Сплина", Земфиры принимать в
качестве рвотного во время пищевых отравлений? Как это печально. Хорошо
хоть изредка у нас в СКРИНе я отдыхаю
на добром рок-драйве "Миссии:
Антициклон" или тех же "Водопадов", по-прежнему "имени
Вахтанга Кикабидзе", хоть и старого, седого, но, говорят, до сих пор
ласково называемого всеми тбилисцами " наш Буба". Наш рок-н-ролл.
Наш "поселок Верхотурье и группа Водопад, ...допад...допад...падает
вода".
Н. Комета