Фестиваль "Ring ring Beograd"
В 1991 г. на мой рок-фестиваль "Сырок" приехала
группа из Баку "Чарли Атл". Это был разгар карабахского конфликта,
Азербайджан воевал. Ребята играли совершенно аполитичный джаз с экзотическими
элементами new wave и фолка. А я всегда любила музыкантов из провинции
и всяких дальних мест, именно за привносимую ими в нашу жизнь и музыку
крупинку экзотики. Мне казалось, как, впрочем, и сейчас кажется, что именно
вдали от столичной суеты и тусовки появляются самые интересные идеи и находки.
И "Чарли Атл" меня не разочаровали. Ни как музыканты, ни как
люди. Достаточно много общаясь с ними во время фестиваля, я все интересовалась,
как они там в милитаризированном Баку? Как относятся к политике, к войне.
И до сих пор помню горечь этих разговоров. Из своих примерно 25 лет жизни
последние пять лет для них просто потеряны: все идет и идет какая-то непонятная
война. В Баку не проходит ни одного концерта, ни одного фестиваля, ни одной
выставки. А ребятам хочется играть музыку, выступать, общаться. И им совершенно
нет дела до всех этих политических разборок, которые отнимают у них возможность
нормально жить. Их не интересует высосанный из чьего-то грязного пальца
конфликт между армянами и азербайджанцами - у них в группе играют и те,
и другие. Им наплевать на политические партии и резню по политическим или
национальным соображениям. У них жизнь проходит, и проходит мимо. Разве
они в чем-то виноваты перед кем-нибудь за то, что любят джаз, а не стрельбища?
И таких ребят в Баку было, как говорили музыканты, очень много. Целое поколение
лишено возможности нормально заниматься любимым делом только из-за того,
что нескольким сотням бездарных психопатов захотелось поиграть в войнушку.
Я вспомнила этот эпизод не случайно. 1999 год. Мы в клубе
получили электронное письмо из Белграда, переданное нам через американскую
скрипачку Эми Денайо. Там вот уже несколько лет проходит международный
джазовый фестиваль "Ринг Ринг". В этом году фестиваль состояться
не может: разбомблены дороги и мосты, постоянные ракетные налеты НАТО,
разруха и смерть. Сербские музыканты все же решили играть в одном из бомбоубежищ
Белграда, а музыкантов из других стран, которые должны были бы приехать
в Югославию, они попросили выступить в эти дни (29 и 30 мая) у себя в городах.
В знак солидарности с югославским джаз-фестивалем. И вот в Москве, в Питере,
Италии, Канаде, Венгрии, Швеции, Франции, Японии, Нидерландах прошли концерты
джазовой и альтернативной музыки под названием "Ринг Ринг". Этакий
виртуальный фестиваль. Фестиваль протеста против действий безумцев, которые
мешают нам жить, которые лишают возможности целые поколения молодых ребят
играть музыку, писать стихи, петь песни и ставить спектакли. Мы просто
не могли не присоединиться к этой акции. Инициатором ее в Москве был Сергей
Летов, а поддержали ее многие московские и приезжие люди альтернативной
независимой культуры: гитарист Олег Липатов, перкуссионист Михаил Жуков
и группа "Семь барабанов", трио новой духовной музыки "НЕТЕ",
поэт Дмитрий Александрович Пригов, саксофонист из Львова Юрий Яремчук,
саксофонист из США Mike Ellis, перкуссионист Борис Стучебрюков, виолончелист
Александр Костиков, электронщик из некогда интереснейшей московской команды
"Николай Коперник" Юрий Орлов, стеб-роковая группа "Чистая
любовь". Пришла и ушла не выступив дурочка Рада, которая "Рада
и терновник" - видно бесплатно уже отвыкла выступать, а всякие там
идеи и идеалы считает просто галиматьей. Девочка недоразвита и неисправимо
провинциальна - что с нее взять... Я никогда не любила этих пафосных прихиппованных
телок с гитарами, поэтому ни ее прихода, ни ее ухода просто не заметила.
Зато получила огромное наслаждение от выступления всех присутствующих в
СКРИНе классных музыкантов. Особенно хорош был джэм-сейшн с Липатовым,
Орловым и четырьмя (!) саксофонистами. Это была просто феерия мощного звука
и экзальтации интереснейших, совершенно разных, но в чем-то эмоционально
очень похожих фанатиков от музыки. Надо было видеть их полузакрытые глаза,
напряженные тела и страстно прижатые к саксофонам губы! Даже если бы они
не издавали ни звука - это было бы прекрасное зрелище. Но фантастические
музыкальные импровизации, неиссякаемые, неповторимые, пробивающие окаменевшее
пространство наших притупившихся мироощущуний... Это было прекрасно.
Только из СКРИНа, Питера и Италии велась трансляция концертов
в Интернет. Причем Питер ограничился аудиотрансляцией, а итальянцы попросили
ретранслировать им наш сигнал. После окончания фестиваля мы еще раз поставили
пленку с его записью на трансляцию. Поэтому наша акция излилась в цифровое
пространство в полной мере. Надеюсь, что мифическая кибер-жизнь, если вдруг
она действительно существует, сохранит этот накал страстей и эмоций надолго.
Может быть, навсегда. И может быть это как-нибудь поможет некомпьютерной
жизни стать разумнее и добрее.
Комета