Виртуализация деятельности арт-Интернет-кафе СКРИН пошла,
со смаком и присвистом, с удовольствием и шиком! Мы начали ездить по наиболее
интересным для нас столичным тусовкам и сейшенам. Такое пьянящее чувство
свободы и мобильности всех членов (в смысле ног, рук и пр.). Первое мероприятие
этого сезона - тоже симптоматично. Мы выбрали клуб
"Дом" и пренаистраннейший вечерок: на старинном, известном мне ранее
только по древним кавказским фрескам и
картинам Сарояна струнном инструменте - кеманче исполняли народную и классическую
армянскую и... азербайджанскую музыку. Один мой знакомый историк, совершенно
равнодушный к фолку, узнав об этом мероприятии, захотел посетить его именно
из-за этого "армянскую и азербайджанскую". Вот, дожили: в XVIII веке никого
не удивляло то, что Саят-Нова писал песни на грузинском, армянском и азербайджанском
языках, а сейчас даже простое стояние рядом названий двух прекрасных наций
и без дальнейших слов "война", "карабахский конфликт", "противостояние"
- вызывает недоумение. И мы считаем, что
человечество
прогрессирует. Печально. Так вот, наполненные смутным желанием вернуться
к ощущению прежнего вненационального, пусть даже и советского, единства,
в надежде увидеть зал, переполненный армянами и азербайджанцами, сидящими
плечом к плечу на узких скамейках клубного зала, мы и пошли на концерт
Гранта Айрапетяна. Всю дорогу я вспоминала прекрасный Ереван 1985 г., с
его голубыми елями, домами из красного туфа, рынком, на верхнем этаже которого
в кафешке делали такой люля-кебаб, что хотелось устроиться там посудомойкой,
чтобы постоянно вылизывать кастрюльки. А роскошный Баку, с куполами знаменитых
бань, с гордыми собою и своим многонациональным городом бакинцами. Куда
все это ушло? Как мы остались с тем, что есть сейчас на Кавказе? Будет
ли когда-нибудь преодолена та взаимная, но чересчур уж надуманная и театральная
для конца ХХ века, ненависть между тамошними народами? Прелестны, певучи,
экзотичны звуки кеманчи. Мелодии Саят-Новы переплетаются с трепетными мугамами,
дрожат, вибрируют струны древней скрипки, меняющей глубину тона в зависимости
от едва заметных поворотов ее на колене исполнителя. Кеманча поет и танцует.
Но грустно-грустно... И зал пуст... И нет сидящих в задумчивости плечом
к плечу черноволосых дружелюбных кавказцев, гордых тем, что в самом центре
Москвы звучит их национальная музыка,такая прекрасная, такая вся насквозь
восточная. На скамейках несколько зачарованных странными печальными звуками
русских молодых ребят, мы и негр за баровой стойкой, которому глубоко плевать
на армянские лаваши и ленкоранскую кюльчу, пряную от шафрана и корицы.
Он разливает мылистое немецкое пиво в высокие стаканы.