Теперь о самих представлениях.
Очаровательный семейный вертеп хозяев фестиваля открыл мероприятие.
Дети самого Грефа и его коллег по театру грамотно и очень красиво
сыграли, излишне не канонизируя представление, но и не впадая в вульгарность
сиюминутности. Нежные девичьи профили, белые длинные платья, чистые
детские голоса. Всё было прелестно. Что и неудивительно при таких
родителях-то.
Вертеп начальной школы деревни Хотьково потряс меня самим фактом своего
существования: в нищей, разорённой перестройкой российской деревне,
с упразднёнными домами культуры и закрываемыми школами, с платными
библиотеками - да-да, в деревне Лычково Новгородской области я собственными
глазами читала на стене библиотеки прейскурант ежедневной платы за
пользование книгой, любой, даже детской! Меня потрясло такое планомерное
и сознательное уничтожение самосознания российского крестьянина. Нам
осталось вернуться к лучине, искоренив повсеместно «лампочки Ильича»,
как вражеский элемент коммунистической эпохи, и окончательно вернуться
к тотальной неграмотности дореволюционной деревни. Тогда нашу перестройку
можно считать успешно завершённой. И вот в этой уничтожаемой российской
деревне есть школа, есть дети, учителя, школьный театр, пусть и религиозной
направленности. Господи, да хоть что-то есть, что не позволяет юным
опуститься на дно «бумеров», «ментов», «ксенийсобчаков» и прочей помойности.
Хлопала школьному вертепу до боли в ладонях.
Воскресная школа Храма Рождества из Бутово меньше тронула меня – им
там положено в такие игры играть. А я атеистка, и дети в воскресной
школе расстраивают меня своими взрослыми постными лицами и вечными
сиротскими платочками на головах.
Наталья Артёмова показала не свой семейный вертеп, который несколько
лет назад мы снимали в её квартире, переполненной снующими туда-сюда
многочисленными детишками. Там всё было так весело и ладно. Натальины
дети, наверное, выросли и перестали играть вертепные представления,
раз она привезла толпу девушек из какой-то там студии. Возможно, она
гордится тем, что «переросла» рамки узко-семейных тусовок. Не знаю,
мне её семья очень нравилась.
Ребята из театрального института Ярославля привезли потрясающий спектакль
на основе украинских вертепных традиций. Каждый год такое представление
является курсовой зачётной работой очередного первого курса института.
Бессменным остаётся только руководитель проекта Николай Шукшин. Как
это здорово, что молодые профессионалы проходят школу народного театра!
И хочется верить, что в их душах останется это прекрасное и светлое
чувство, с которым они исполняли рождественские песни, оттеняя живой
кулисой со свечами в руках, действо в вертепном ящике.
Душа наполнилась красотой и покоем. Были и ещё замечательные вертепы:
этнографической студии детского центра на Воробьёвых горах, театра
«Пилигрим» и др. Но мне было уже хорошо. И я твёрдо решила, что на
следующий год и моя семья выступит на фестивале с нашим семейным вертепом.
Совсем не страшно показать свои необычные вертепные куклы друзьям
– ведь в зале у Грефа все только друзья. Они будут хлопать и восторгаться,
сопереживать и уважительно рассматривать. И это так хорошо, что Рождество
становится частью нашей жизни, праздником семьи и души, а вертепный
ящик позволяет нам разглядывать вечность, без страха и дрожи, согревая
озябшие ладони чашкой чая…