Я уже изливал свои ахи и охи по поводу новой для меня московской точки - клуба "Вортекс". И вот именно с этого момента я как-то совершенно случайно, независимо от себя, погрузился в мир, доселе неизвестный мне, но безумно понравившийся. Прежде всего своей незапопсованностью. Да-да, странные вечера, проводимые в разных концах Москвы, внимательнейшая и восторженная публика, которая добирается до этих потаенных площадок - все это напомнило мне рок-андерграунд 80-х. В зале, неважно маленьком или побольше, сидят внимательные зрители, пришедшие сюда не просто протусоваться, как ходят сейчас на рок-концерты - какая тусовка, когда еле-еле дошел сюда, проплутав среди заборов и фабричных проходных добрый час. Если дошел - значит интересно то, что здесь происходит. И в следующий раз найду и дойду. Точно, как на подпольных сейшенах когда-то! А на сцене - танцуют, необычно и темпераментно. Это - модерн данс, современный пластический танец, вернее даже танцевальный спектакль, со своей драматургией, стилем, пластикой, разной у разных режиссеров, но все же чем-то неуловимо единый, подходящий под понятие "современный танец".

Модерн данс появился на свет в начале ХХ века. Его рождение и утверждение на всех континентах связано с именами двух женщин (!) - Айседоры Дункан и Марты Грэхем (Martha Graham). И если восхитительная европейская танцовщица Айседора Дункан создала саму философию модерн данса, но, ввиду ранней смерти, она не успела создать ни своей школы, ни упорядоченной системы, то американка Марта Грэхем, прожившая очень долгую (1894-1991) жизнь, создала свою школу и заложила основы самого понятия "модерн данс".

"Классический балет - это рабство тела, застывших поз и канонических движений" - утверждали эти свободолюбивые танцующие дамы. Дункан же позволяла телу падать, превращая падение в творческий акт, именно она впервые встала на балетной сцене на полную ступню, отбросив прелестные кандалы пуант. Накрахмаленные пачки заменены на летающие полосы ткани, свивающиеся с телом и руками в единый абстрактный узор. Цвет и движение, новая музыка и свободное теловыражение - Айседора Дункан пришла и ушла с этим красным развивающимся шелком, бешеной скоростью технократического чуда нового века, триумфом и трагедией яркого шелка и вращающегося колеса, но след ее пребывания в нашем мире остался навсегда.

Марта Грэхем в 30-е годы начала формирование новой системы движения, новых принципов хореографии. Сначала она работала в Нью-Йорке с Луисом Хорстом (Louis Horst), популярной личностью в мире модерн данса 20-х, 30-х и 40-х годов. Именно он познакомил Грэхем с работами известной немецкой танцовщицы Mary Wigman, с живописью кубистов и Василия Кандинского. И, что является более важным, он ввел ее в мир новых музыкальных форм, сподвигнув ее к сотрудничеству с современными композиторами, полностью игнорировшимися классическим балетом, опирающимся на музыку 18-19 веков. Таким образом, за полных 75 лет бурной творческой деятельности Марта Грэхем стала самым ярким и плодотворным популяризатором идей модерн данса. И до сих пор ее "Martha Graham Dance Company" является живым и активно гастролирующим коллективом, у которого зрителям есть, что посмотреть, а молодым исполнителям - поучиться.

Не прошло и ста лет, как модерн данс дошел и до нашей страны, до ее рядового зрителя, хоть и интеллигентного, но совершенно незнакомого с этим экзотическим бесполезным цветком, выросшем среди сорняков за "железным занавесом" развращенного и погрязшего в нищете и блуде буржуазного мира. И он перекинулся к нам. Со своими босоногими танцорами, катающимися по сцене сплетенными телами, рваными колготками и грубыми ботинками на изящных ножках с профессиональной балетной "растяжкой". Я смотрю на эти гран батманы в танцевальном спектакле "Что такое морская капуста?"


                                     

театра современного танца "Кинетик" Александра Пепеляева. Его Татьяна Гордеева почти 10 лет танцевала в классическом балете Кремлевского Дворца Съездов. Дарья Бузовкина тоже выступала на этой классической сцене - сейчас она задействована во всех модерн данс проектах Москвы. Константин Суриков и Роман Кислухин - тоже явные ученики классической балетной школы. Что заставило их уйти от розовых колготок, воздушных пачек, выверенных веками фуэтэ? Наверное, жесткий накал страстей, самовыражение в движении, эмоциональный надрыв, являющийся своеобразным наркотиком, сближающим модерн данс с роком, с авангардной живописью, с архаичными обрядами и шаманством. Тот, кто хоть раз вкусил этой гремучей смесью уже не сможет удовлетворяться строго расчерченным геометрическим узором бытия. И то, что у нас сейчас есть театр "Кинетик", танцевальные спектакли Абрамова, "Повстанцы", "Каннон данс" из Питера, группа Александра Гиршона из Ярославля и многие-многие другие модерн данс коллективы - это просто замечательно! Мне понравились даже совсем молодые ребята из модерн-данс-театра при МГУ, тем более, что я много слышал о его хореографе Наталье Широковой от моих свердловских друзей. Широкову знает и любит весь театральный бомон Екатеринбурга, сейчас она переехала в Москву, но ее по-прежнему помнят и любят на Урале. А мы здесь 24 мая 2001 г. с удовольствием посмотрели премьеру первого ее спектакля "Человек по прозвищу Человек" (хореограф: Наталья Широкова, музыка: японская фольклорная музыка - группа "Ондекоза", Сергей Летов, Свен Ват, народные эстонские напевы). И уже виден яркий почерк нового коллектива, прслеживается перспектива стать самобытным, запоминающимся театром. Мои любимые "PO.V.S.TANZE" недавно порадовали меня двумя спектаклями в "Вортексе", куда, как я и обещал вам, я сейчас похаживаю регулярно. Думаю, что и вам будет интересно посмотреть "Далеко, далеко..." (танец/хореография: Альберт Альберт, Александра Конникова, Елена Головашева, Ирина Долголенко, Тарас Бурнашев; музыка: Bach, John Zorn, Дмитрий Чеглаков,Simon Turner/Dean Broderick, A. Balanescu/Clare Connors, John Lurie, время: 35 минут) и совершенно завороживший меня спектакль "Ежи и Петруччо". Этот проект появился из текстовых импровизаций Андрея Андрианова (театр Сайры Бланш). Это своеобразные, современные, городские притчи. Городские не в смысле места действия, но созданные городским умом, с его перегруженностью информацией и смыслом, культурологической обусловленностью, усложненностью и стремлением к простоте и лаконичности. Потом Андрей Дергачев (бывший участник того же театра) стал их записывать на пленку, монтировать, писать для них музыку и, в результате - целый компакт-диск. Танцоры группы "Повстанцы", завороженные простотой образов и удивленные звуками родного языка сочинили перфоманс о персонажах, которых может быть и не было никогда. Найденная гармония между звуковым рядом и своеобразной "наивной" пластикой танцоров поднимает действие до уровня притчи. Спектакль заканчивается, а зритель еще долго продолжает жить в его атмосфере, размышляя о себе, о Ежи и о Петруччо.



"Ежи и Петруччо - кто они? Прежде всего, это имена. Они такие же имена, как "вода", "камень", "закон". Истории о них повторяют вечный жанр "рассказов у костра". По прошествии двух тысяч лет мы, в сущности, продолжаем сидеть у того же костра, хотя научились добывать воду из крана и электричество из розетки. Основные имена не подвержены изменениям. Звуки и имена порождают друг друга и вновь уходят в тишину. Мы просто нашли путь в свой "внутренний Артек" и продолжаем идти налегке, не теряя из вида друг друга." (танец/хореография: Дарья Бузовкина, Тарас Бурнашев, Альберт Альберт, Александра Конникова, Елена Головашева, Ирина Долголенко; костюмы: Тарас Танцура; текстовые импровизации: Андрей Андрианов; музыка, запись текстов, сведение: Андрей Дергачев; запись текстов, groovebox: Ричард Норвила (F.R.U.I.T.S.); пение: Люда Ракета).

Марчелло Попеску.