"И тут я нащупал вдруг
Что-то в кармане брюк,
И я сказал другу:
Друг, обойдемся без сук!
Без дорогих подруг,
А наш займет досуг
И нас спасет от мук
Кружок умелых рук."

24-27 октября в Москве прошла 5 международная то ли выставка, то ли конгресс (они еще там сами до сих пор не определились) TRBE - тусовка телерадиовещателей. Все это было в роскошном Гостином Дворе рядом с Красной площадью, красиво и пафосно под самое не могу. Заходишь - прямо на тебя летит большой красный радиоуправляемый дирижабль с махонькой камеркой - здорово. В разных закутках танцуют красивые девушки в неглиже, ходят хорошо одетые дяденьки, молодые мальчики и девочки в белых маечках обслуги - всегда учтивы, вежливы. Да больше ничего и не надо. Какие-то там круглые столы, конференции, семинары - это все ерундистика. Вот участвовали мы в семинаре "Конвергенция вещания, телекоммуникаций и Интернета. Интерактивное вещание". Волновались, просмотрели все свои архивы на видеосервере altTV.screen.ru, подготовили сообщение с демонстрацией из интернета, и вдруг выяснилось, что интернета-то в месте проведения семинара нет. Ответственные за него представители компании "Телеком-центр" сказали, что, мол, дорого доступ в интернет обеспечить. А зачем, спрашивается тогда вообще говорить о "конвергенции...вещании в интернет" и прочей лабуде, если это даже демонстрирвать для международной выставки нашим российским организаторам дорого? Из Питера приехал представитель одного из самых интересных вещательных интернет-проектов pitertv Сергей Келер. Он просто налегке приехал, без ноутбука даже, его в питерской студии ждали для сеанса интернет-коммуникации с московской выставки, ему в голову не могло прийти, что на данном семинаре может не быть выхода в сеть. Выступающие были похожи на учителей продвинутых школ: с презентациями, сделанными в powerpoint-е, которые они гордо демонстрировали, как вершину технологической мысли. Рассказывали о вкусе пирога, о его запахе, о цвете, а попробовать пирожка-то и не дали. Может у них и нету вовсе никакого пирожка и готовить они не умеют. А может быть, стоило данный семинар перенести... да вот например ко мне домой на кухню, у меня хоть и на модеме, но все же интернет есть круглые сутки и в комнате, и на кухне. Тут бы мы и поучили друг друга всему, что знаем, и похвастались бы, и показали. Для чего еще выставки и конгрессы нужны -то? А на бумажке мы тут тоже докладец приготовили. Докладывает технический специалист СКРИНа Гончаров Купидон.

“К сожалению нет возможности проиллюстрировать доклад сюжетами с видеосервера, так как на круглом столе специализированной выставки о конвергенции традиционного вещания и интернета не нашлось места самому интернету.

Я представляю московский Интернет-клуб СКРИН. Вещанием в интернет мы занимаемся уже пятый год. Проводим интернет-фестивали телевизионных программ. Все эти пять лет каждую субботу мы ведём прямые трансляции различных культурологических мероприятий. Это и само по себе уникально, но мы еще и поддерживаем самый большой видеоархив причем он доступен в полном объёме всем желающим в любое время суток на странице “Альтернативное ТВ” клубного сайта . Наши трансляции сопровождаются обратной связью по чат-каналу и электронной почте, а при технической возможности – видеоконференцией, то есть обратной видеосвязью. Накоплен немалый практический опыт как технической стороны трансляций, которые мы проводили не только из различных помещений и студий, но и с открытых улиц и в тяжёлых климатических условиях, так и содержательной.

На технической стороне останавливаться особо не буду, поскольку присутствующие сами, надеюсь, разбираются в ней, да и время, выданное на доклад не позволяет. Отмечу только, что единого стандарта на представление видео в интернете нет и быть не может. Мы исторически работаем в формате RealVideo как более удобном и устойчивом. Формат WindowsMedia в последнее время также часто используется так как он почти бесплатен, а формат QuickTime – традиционно распространённый в Америке и Японии в нашей стране не используется и не будет использоваться благодаря традиционно неграмотной маркетинговой политике российского представительства фирмы Apple.

До сих пор различными компаниями ведутся работы над уcовершенствованием видеокодеков. Хотя основные усилия сейчас перенесены на создание сетевого механизма равномерного распределения загрузки линий связи и серверов. Например, тот же громко заявленный концерт Мадонны с трансляцией в интернет не смогли посмотреть 60% желающих не только из-за загруженности линий, но и неумелого распределения нагрузки по видеосерверам, расположенным в разных зонах. Активно пропагандируемый же сейчас в нашей стране multicast пригоден только для прямых трансляций. Однако опыт показывает, что у нас в стране смотрят больше архивы и при равных возможностях соотношение зрителей видеоархива к зрителям прямых трансляций как 1 к 20.

Для компаний работающих в любых телевизионных форматах на сегодняшний день нет технических сложностей с организацией интернет-вещания не перестраивая технологического процесса. И, кстати, стоимость такого оборудования во-первых, существенно мала по сравнению с затратами на оборудование традиционных вещательных студий, а во-вторых, качество вещания не находится в прямой зависимости от вложенных средств. Если правильно планировать технический проект, то можно сэкономить значительные суммы. Также ширится количество программ по управлению медиаданными на сайте как иностранного, так и отечественного происхождения. Создание этих программ достаточно несложно с точки зрения программиста и представляет задачу скорее для дизайнеров.

Однако при наличии всех технических возможностей телекомпании нашей страны не спешат заниматься интернет-вещанием, так как они не видят там аудитории. А значит и той прибыли, к которой привыкли. Телевидение рассматривает интернет либо как более дешевый способ доставки видеосюжетов не в реальном времени из удалённых мест, либо как некую представительско-пиаровскую среду низкой затратности. Но странно, что старательно копируя американский опыт, до сих пор никто так и не скопировал CNN-овский насыщенный видео веб-сайт. Или сайт чикагского проекта WebFN или аналогичные им.

Отечественные провайдеры тоже не занимаются видео, очевидно по причине того, что российские зрители не имеют возможности платить за просмотр. Однако зарубежные, например, готовы. Другой вопрос, что никто серъезно не работает над такими проектами. Несмотря на наши неоднократные предложения к провайдерам Телеком-Центр, Демос, Комкор, МТУ-Информ, Ринет и другим никто не удосужился начать работу в этом направлении. Но за деньги любой провайдер сможет предложить любые интернет-услуги, и даже провести канал в этот зал. А предложение установить и настроить видеосервер – это только паллиатив. Мы же предлагали фактически разработанную сетку интернет-вещания, аналогичную телевизионным, с учётом возможностей интернета, так как в своё время мы работали на телевидении. В программу, условно названную “Альтернативное телевидение” были включены как некоммерческие, так и откровенно коммерческие программы. Недавно с большим размахом и торжественностью прошли Театральная Олимпиада и Фестиваль уличных театров и ... канули в Лету. Изъята из рунета даже очень добротно выполненная страница Олимпиады. Хотя ещё в 1999 году, зная об этом событии, мы призывали начать собирать архив театральных спектаклей с тем, чтобы к началу Олимпиады иметь богатейший материал, который, будучи размещен в сети, сразу бы обратил внимание всего мира на российскую его часть. А так мы не только политически и экономически отсталая страна, но и упускаются все возможности проявить себя в интернете. И если также уверенно мы будем продолжать, то скоро домен ru купят как домен островов Тувалу tv для обозначения отсталых проектов.

Да, пока проекты работы с видео в рунете затратны. Однако и все возможности найти коммерческую основу не были предприняты. Позволю себе процитировать материалы западной прессы: “Наличие рабочего веб-сайта является сильным стабилизирующим фактором – контент становится доступным в любое время, как в библиотеке, в отличие от ТВ-шоу, имеющих ограниченную долговечность.Они могут даже создавать давление, влияющее положительно на процесс выпуска программ, повышающее стабильность торговой марки.”(журнал VideoWorld №9 2001)

Однако действительную вневременную и синхроничную ценность представляют явления культуры и искусства. Культурные события исчезают, если их не запечатлеть. Телевидение активно размагничивает архивы из сиюминутных соображений. В то же время интернет – это цифровая вечность. Именно поэтому мы занимаемся съёмкой, архивированием и размещением в интернете мероприятий, восполняющих дефицит культурных и развивающих программ на телевидении.

Если бы здесь был интернет, то мы бы показали вам раритетные материалы: Подольский рок-фестиваль, первое выступление групп “Агата Кристи”, “Гражданская Оборона” и “Вопли Видоплясова”, видеоэкскурсии по Москве, интервью с профессором Чанышевым Арсением Николаевичем – известным философом и автором Курса лекций по древней философии, джазовые проекты саксофониста Сергея Летова , в том числе международный джазовый фестиваль в поддержку осажденного Белграда, проходивший в сети. Это уникальные материалы. И у них есть свой зритель. Вообще зритель есть у любого видео в интернете и с каждым годом его будет становиться всё больше и больше.”

Вот так-то. Это и без посещения Гостиного Двора вы от нас узнать смогли. Но на TRBE 2001 нам все же понравилось: чисто, тепло, все друг другу что-то продать хотят, как на Тушинском рынке, но обстановка-то совсем другая, приятная такая, интеллигентная. И еще там у какого-то стенда замечательный фокусник стоял, в смокинге с бабочкой, фокусы с монеткой и резиночками показывал. Так нам этот фокусник приглянулся - прямо душка! Короче, хорошо мы там время провели, только вот витрины со всякими железками перед глазами маячили без толку, то есть без ценников, каждый раз о цене приходилось у продавцов, то есть у менеджеров спрашивать. Хотя, если нам что купить-продать надо, так это мы и без TRBE найдем, куда пойти. А здесь лучше было бы, если бы дирижабль и фокусника оставили, а вокруг столики с кофеечком бесплатным порасставляли. Вот уверяю вас народ получил бы гораздо большее удовольствие. Да и дешевле бы это было для организаторов, чем все эти перегородки городить, оборудование собирать. Простенько было бы и аккуратно.

 

"А когда четвертной накоплю,
Лотереи СПРИНТ накуплю...
По рублю... О-е-е..."
(рок-группа "Бриллианты от Неккермана", Питер, 1989 г.)

Се архив