В начале
90-х все наши газеты и журналы взахлеб писали о яппи. Вот, мол, настоящий
пример для подражания. Вот, читайте, какие они - молодые, спортивные,
красивые, заработавшие к 20 годам первый миллион долларов и вступившие
в яппи-клуб, вот как они заботятся о своем здоровье, вот как они лихо
огибают подводные рифы в море бизнеса, вот как они создают свою субкультуру
- строго рациональную, максимально технизированную, экономически выверенную
до цента, до грана, до карата, до ангстрема. Вот на кого надо быть похожим
в современном мире: образованные, интеллектуальные, конкурентоспособные,
здоровые, уверенные в себе...
  Некоторые наши журналисты
даже соображали, что термин "яппи" образован по аналогии с термином
"хиппи" и подчеркивали - вот как замечательно изменился западный
мир: вместе грязных, волосатых, отвергающих деньги, успех, комфорт и бизнес
хиппи кумирами молодежи теперь стали яппи, выбритые до блеска, набриолиненные,
хорошо одетые, богатые и умеющие делать деньги. Правда, ни у одного нашего
журналиста не хватило знаний даже для того, чтобы сообщить читателям,
что "яппи" - это аббревиатура и расшифровывается она так: "young
urban professionals".
  Многие у нас захотели
быть похожими на яппи. Правда, выглядело это как-то нелепо: наши кандидаты
в яппи вырядились в клубные зеленые и малиновые пиджаки, унизали пальцы
перстнями, хотя настоящие яппи малиновых и зеленых пиджаков не носят.
Так одеваются разве что торговцы наркотиками-пуэрториканцы в Штатах и
"голубоватые" представители богемы в Европе. Уважающий себя
яппи носит строгий костюм (предпочтительно тройку) - шерстяной и очень
дорогой, потому что его одежда - это его витрина. Настоящий яппи, кроме
того, придерживается консервативных цветов - это касается и рубашек. Он
ни в коем случае не унизывает пальцы перстнями и не закалывает галстук
булавкой с рубином - это дурной вкус. Максимум, что он может себе позволить,
- это запонки с бриллиантовой пылью или антикварный хронометр "с
репетицией". Но даже это не рекомендуется. "Старшие товарищи"
по бизнесу осудят. Считается, что тот, кто выставляет свое богатство напоказ,
- сам приманивает к себе налоговую службу. Значит, он неумен. С неумным
партнером лучше бизнес не вести.
  Сейчас малиновые пиджаки
даже у нас уходят в прошлое. В прошлое ушли и рекламные статьи о яппи.
  В чем же дело? В частности,
и в том, что жизнь яппи вовсе не так прекрасна и безоблачна, как нам рассказывали
10 лет назад.
  О жизни яппи лучше всего
узнавать из яппи-журналов.
  Яппи сами для себя издают
журналы. Вернее, журнальчики. Тиражи крошечные, распространяются в своем
кругу. Названия либо простенькие, без претензий ("Young Businessman",
"New Businessman"), либо непонятные ("WAIS", "NABMW").
Полиграфическое исполнение - блестящее. Отличительная черта - нарочитое
пренебрежение экономией. Поля в 8 см со всех сторон страницы - обычное
дело. Основное содержание (только не смейтесь!): письма самих яппи. Преимущественно
о своих проблемах. То есть - жалобы на жизнь. Тут недавно какой-то читатель
в студенческую газету "Латинский квартал" написал письмо - и
сам же себя одернул: ну что, мол, я с этим в газету лезу, это все, мол,
мой "совковый" менталитет...
  Яппи уж наверняка не "совки".
Так что это, должно быть, не "совковый менталитет", а потребность
в свободе высказывания мнений. Интересно, что имен своих (даже в своем
узком кругу) яппи не раскрывают: все жалобы подписаны либо инициалами,
либо именами без фамилий, либо псевдонимами - иногда простенькими ("Bunny",
"Cinderella"), иногда экзотическими ("Бэби-Док", "Брат
Убийцы Джона Леннона" и даже "Мао Цзэ-дун"). Видимо, необходимость
поддерживать имидж благополучного, преуспевающего, уверенного в себе дельца
понуждает яппи к анонимности. Впрочем, в Америке вообще не принято жаловаться
окружающим на свои беды.
  Самая любимая тема яппи
- нехватка времени. Кто и когда инициировал обсуждение этой темы в яппи-журналах
- не знаю, но длится, видимо, это обсуждение уже давно, так как каждый
новый жалующийся яппи считает своим долгом присоединиться к жалобам предыдущих.
Оказывается, у яппи ни на что нет времени, кроме бизнеса. Даже на сон.
Спит типичный яппи часов 5, не больше. Многие жалуются на то, что работают
все уик-энды и бывают дома не чаще 2-3 раз в месяц, практически не видят
жен и детей, и уж тем более - прочих родственников. Яппи жалуются на все
убыстряющийся темп деловой жизни и все ужесточающуюся конкуренцию. Времени
на личную жизнь, на досуг, на отдых у них не остается не потому, что они
трудоголики, а из-за напряженной ситуации в мире бизнеса: современные
коммуникации, сделавшие доступным весь мир, резко увеличили скорость проведения
финансовых и других деловых операций и так же резко умножили число конкурентов.
Оставить "дело" без присмотра на лишний час становится просто
опасно: за это время можно разориться.
  Неудивительно, что у яппи
возникают проблемы со здоровьем. Практически все пользуются транквилизаторами
- только так оказывается возможным бороться с чудовищно напряженным ритмом
деловой жизни. Яппи жалуются в письмах на проблемы с нервами: многие,
например, рассказывают, что их бесят автоответчики. У каждого яппи, разумеется,
стоит автоответчик - и это кажется ему нормальным, но вот то, что автоответчиками
пользуются все остальные, яппи бесит. Факсы у яппи вызывают такие же чувства.
Многие жалуются на то, что чужие факсы вечно заняты, и на то, что деловые
партнеры взяли манеру звонить по телефону и раздраженно кричать: "Я
не могу вам переслать по факсу наш контракт: ваш факс занят!"
  Радиотелефон отравил жизнь
яппи. Теперь яппи везде - в автомобиле, в самолете, на пляже, в ванной
- занимается делами: ему постоянно звонят по неотложным поводам и не дают
расслабиться. Заниматься любовью из-за радиотелефонов стало невозможно.
Но отказаться от радиотелефона страшно: потерянные минуты могут обернуться
миллионными убытками. Бесконечное нервное напряжение заставляет яппи прибегать
к снотворным. Впрочем, многие яппи полагают, что к снотворным они вынуждены
обращаться из-за нарушения ритма жизни: если сегодня у тебя деловые переговоры
в Бостоне, завтра - в Каире, а послезавтра - в Сингапуре, представление
о дне и ночи полностью нарушается.
  Пользуясь анонимностью,
яппи дружно жалуются на проблемы в области пола. Оказывается, еще в 1987
г. серьезные проблемы в области секса преследовали каждого пятого яппи.
Это безумно много, если вспомнить, что яппи - это не климактерические
старички, а молодые, крепкие, спортивные парни, непьющие и некурящие.
В 1990 г. проблемы в половой сфере испытывал уже каждый второй яппи. В
1994 г., как оказалось, лишь четвертая часть американских яппи не жаловалась
на расстройство половой функции!
  Удивляться тут нечему:
если работать с утра до ночи, каждодневно бояться лишиться сотен тысяч,
если не миллионов, долларов, не видеть жен месяцами, жрать ежедневно транки
и снотворные и беспрестанно прерывать половой акт ради разговора по радиотелефону
- никакого другого результата и быть не может. Врачи в отчаянии. Некий
д-р Хилель Хоуфстадтер (Hofstadter), сексопатолог, пользующий почти исключительно
яппи, жалуется в журнале "WAIS", что его пациенты довели его
самого до невроза: обычные методы терапии к ним применить не удается -
рекомендации "взять отпуск и отдохнуть" вызывают у них ужас,
прописанные препараты из-за сочетания с транквилизаторами и снотворным
приводят к непредсказуемым результатам, нормально наблюдать пациентов
невозможно: в назначенное для повторного визита время они или оказываются
где-нибудь в Гонолулу на срочных деловых переговорах, или сидят как безумные
перед дисплеем у себя в офисе и пытаются спасти свою фирму, катящуюся
в пропасть по причине очередной биржевой лихорадки. Еще хуже, жалуется
д-р Хоуфстадтер, если ты, как и подобает, назначаешь пациенту-яппи прийти
в следующий раз с женой - на предмет семейной психотерапии. Можно быть
уверенным, что второй раз придет только жена (сам яппи будет где-нибудь
в Маниле) - и обрушит на врача часовую исповедь о своей несчастной половой
жизни. В заключение своего жалобного письма д-р Хоуфстадтер пишет, что
пока его еще удерживают большие деньги, которые платят его пациенты-яппи.
Но если дело так пойдет и дальше - он плюнет на все и уйдет в муниципальную
больницу лечить негров-наркоманов.
  В следующем номере "WAIS"
к д-ру Хоуфстадтеру присоединяется д-р Уильям Ф. Осгуд (Osgood), который
подтверждает все сказанное своим коллегой и добавляет, что Хоуфстадтеру
еще повезло: с ним, Осгудом, пользующем тоже в основном яппи, произошла
недавно страшная история - один его пациент-яппи, доведенный своей работой
до импотенции, имел неосторожность пообещать жене, что на годовщину их
свадьбы он обязательно будет дома и устроит "Праздник Большого Секса".
Под это дело он упросил д-ра Осгуда дать ему сильнейший стимулятор. Но
тут, как на грех, подвернулась выгодная сделка - заказ от какого-то дамского
протестантского общества. На переговорах с дамами-протестантками с пациентом
д-ра Осгуда случился приступ приапизма. Протестантки были шокированы и
возмущены. Сделка не состоялась. Озверевший пациент едва не вчинил д-ру
Осгуду иск на 1,5 млн долларов - в возмещение упущенной выгоды. О том,
что удержало пациента от этого шага, д-р Уильям Ф. Осгуд скромно умолчал.
  Жена - это вообще, если
верить письмам, - крест яппи. Дело в том, что обычно яппи сначала зарабатывает
свои первые миллионы и становится членом яппи-клуба, а уж затем женится.
В результате сплошь и рядом оказывается, что он женился либо на смазливой
и стройной дурочке, либо на хищнице, позарившейся на его миллионы (оба
варианта часто совмещаются), либо вообще из деловых соображений - на другой
яппи или на чьей-то дочке, что обещало удвоить капитал. Духовного контакта
с такой женой не получается. Семья, которая, по идее, должна быть надежным
тылом, превращается в такую же враждебную территорию, зону боев, как и
бизнес.
  Естественно, многие яппи
заводят любовниц. О любовницах - отдельные письма-жалобы. Ханжеская мораль,
победившая в Америке со времен Рейгана, предписывает, в отличие от предыдущих
лет, скрывать свои любовные связи. Разоблачение грозит "потерей лица",
скандалом и крахом карьеры. Необходимость тщательной конспирации угнетает
обе стороны. Кроме того, оказывается, что у яппи нет времени на любовницу
- точно так же, как и на жену. Словом, одни расходы (да еще и тщательно
скрываемые) и никакого удовольствия.
  Мысль о разводе с женой
среднего яппи ужасает: это трата времени и денег на бракоразводный процесс,
брешь в доходах от алиментов, удар по репутации. Разрыв с любовницей тоже
ужасает: это угроза шантажа. Легче завести новую любовницу, содержа при
этом и старую. Некий яппи Сэмюэл Адамс (это псевдоним, конечно: Сэмюэл
Адамс - один из "отцов-основателей" США) в "NABMW"
так и пишет: завел, мол, уже третью содержанку, положительных результатов
- никаких, видеть ее чаще, чем раз в два месяца не удается, она ревет
и бесится, расходы на содержание четырех женщин растут, что делать - не
знаю, психоаналитик выслушал и послал к психиатру, психиатр выслушал -
и послал к психоаналитику. Так "Сэмюэл Адамс" и живет.
  Еще один предмет жалоб
- недвижимость. Уважающий себя яппи должен иметь поместье. Очень престижным
считается покупка старинной усадьбы где-нибудь в Европе, предпочтительно
на Британских островах. Особый шик - приобретение островка (пары-тройки
островков). На островке строятся усадьба, гавань, вертолетная площадка
(а еще лучше - небольшой частный аэродромчик). Денег это все сжирает чертову
кучу (в том числе и на то, чтобы поддерживать все это хозяйство в надлежащем
виде).
  Но вот воспользоваться
этим так и не удается. Некий яппи, скрывшийся за псевдонимом "Джоббер"
(jobber - маклер; комиссионер; спекулянт; недобросовестный делец; человек,
занимающийся сдельной работой), жалуется: купил, дескать, остров, ухлопал
кучу денег, сделал вертолетную площадку, а пирс даже и делать не стал:
зачем, если я там был последний раз 2 года назад - чтобы посмотреть, как
построена вертолетная площадка? Жена с сыном без меня туда ехать не хотят,
а я выбраться все никак не могу. Причем из письма "Джоббера"
выясняется, что это он жалуется не просто так, а отвечает другому яппи,
который жаловался на такие же проблемы с усадьбой в колониальном стиле,
купленной им в Луизиане. Действительно, Луизиана хоть не остров!
  Хором жалуются яппи на
то, что положение требует от них "выбрасывать деньги на ветер"
вместо того, чтобы экономить: летать если не на личном самолете, то непременно
первым классом, жить непременно в пятизвездочном отеле, есть в самых дорогих
ресторанах - в том числе и тогда, когда это никакими интересами дела не
оправдано. А попробуй поступи по-другому: не дай бог, увидит кто - опозорит
на весь мир: миллионер такой-то живет в захудалом отеле, не иначе он на
грани разорения! В результате яппи разрывается между желанием избежать
явно излишних расходов и страхом перед оглаской. А это, известно - прямой
путь к неврозу.
  Если яппи - менеджер,
то он еще и боится босса. А если яппи - босс, то он не доверяет своим
менеджерам. Как правило, яппи сам был менеджером и знает, что эта публика,
как пожаловался в яппи-журнале "Junior" некий "Файв-Стар",
"только и смотрит, как урвать кусок моего пирога, и спит и видит
себя обладателем контрольного пакета акций моей фирмы". В результате,
яппи стремится проверять и перепроверять действия своих менеджеров. Понятно,
что в таких условиях времени на отдых и на частную жизнь у яппи взяться
неоткуда.
  Еще одна головная боль
яппи: врачи. С врачами яппи общается постоянно - так, словно он древний
больной старик. Тут снова куча проблем: с одной стороны, нет времени и
возможности регулярно и по графику посещать врача, с другой - и лечение
не очень помогает. Самый лучший способ: завести собственного врача и таскать
его с собой по всему миру - как футбольная команда. Но узкого специалиста
этот врач не заменит, и вообще это явно излишние траты. Многие яппи лечатся
долго и безуспешно, меняют врачей и все больше укрепляются во мнении,
что медики - это шарлатаны. Особенно - психиатры, психоаналитики и сексопатологи.
Рассказать, однако, о своих горестных выводах они могут только в яппи-журналах
и под псевдонимом: обсуждать публично свои болезни в кругу яппи не принято,
условия игры требуют выглядеть бодрым, здоровым и энергичным (и это требование
логично: кто же будет связываться с больным, а тем более психически неуравновешенным
партнером? - заключишь с ним соглашение, а он сиганет с 30-го этажа и
денежки тю-тю).
  Очень тяжелое, психотравмирующее
впечатление производят на яппи встречи с друзьями детства или бывшими
соучениками, не ставшими яппи. Среди этих людей обязательно находится
кто-то, кто вроде бы и не преуспел, зато живет полноценной жизнью: ходит
на концерты, слушает любимую музыку, следит за книжными новинками и т.д.
После таких встреч яппи страдает, остро ощущая процесс своей постоянной
культурной, интеллектуальной, духовной деградации - и начинает писать
письма в свои журналы. В "Young Businessman" некто R.R.R. жалуется:
"У него (приятеля) нет даже загородного дома - но ему, как выяснилось,
на это наплевать. Зато он добрых полчаса рассказывал мне с восторгом,
каким гением был Шекспир - особенно, если читать его в оригинале, - и
как это хорошо заметно по сравнению с его современниками: Фордом, Вебстером,
Джонсоном, Тёрнером. Черт, у меня есть поместье на родине Шекспира, но
нет времени прочитать Шекспира не то что в оригинале (кто бы мне заодно
объяснил, что это значит - Шекспир писал по-шотландски, что ли?), но даже
в дайджестах! И вообще я чувствовал себя полным кретином, поскольку до
сих пор не знаю, не издевался ли он (приятель) надо мной: мне кажется,
он просто называл первые вспомнившиеся ему имена - экс-президентов, телемагнатата,
составителя словаря... Этот парень никогда не был на Багамах - и, будь
я проклят! - не хочет туда. Зато он ходит на все выставки и женщины липнут
к нему сами... На кой черт мне столько денег, если у меня с ними только
бессонница и расстройство желудка, а у этого мерзавца нет денег - но он
доволен жизнью?"
  Не знаю, как вам, а мне
этого R.R.R стало жалко. "Young Businessman" никогда не комментирует
писем, но я надеюсь, что найдется добрая душа и в каком-нибудь из следующих
номеров объяснит бедному R.R.R., что никто над ним не издевался, а Д.
Форд, С. Тёрнер, Д. Вебстер и Б. Джонсон действительно были драматургами
- современниками Шекспира.
  Вообще, чем тупее яппи
- тем легче ему жить. Если он занимается производством какой-нибудь упаковки
и не интересуется ничем, кроме этой упаковки и бейсбола - он счастливый
человек. Но если у него есть интеллектуальные запросы - муки ему обеспечены.
  Яппи терзает страх перед
будущим. Тот же R.R.R. описывает это очень красочно: "Я хотел иметь
очень много денег. Я рассуждал так: я повкалываю лет 15, создам свою "империю"
- и дальше буду только отдыхать и жить в свое удовольствие. Деньги сами
будут приращивать деньги. Но я все чаще с ужасом думаю, что ничего из
этого плана не выйдет: эти проходимцы - мои подчиненные - разорят меня
сразу же, как только я перестану за ними следить. Мои деньги для них -
чужие деньги. Они готовы эти деньги тратить, но не хотят приращивать.
Я допускаю, что методом тщательного многолетнего отбора я подыщу надежную
команду - но мне тогда будет, наверное, лет 70. И от такой жизни, как
сейчас, я буду трясущейся полупарализованной развалиной, которую возят
в коляске. Как, спрашивается, я смогу воспользоваться тогда плодами своих
достижений?" Уж и не знаю, что бедняге R.R.R. ответить.
  Кроме проблем постоянных,
яппи мучают и проблемы преходящие. Например, президент Клинтон. Клинтона
яппи ненавидят. Клинтон, по их мнению, задался целью разорить яппи новыми
налогами. О Клинтоне в яппи-журналах пишут так: "скрытый коммунист"
("YBM"), "подкаблучник левачки-экстремистки" ("Junior"),
"ненавидящий западную цивилизацию ублюдок... от матери-алкоголички
и неизвестного отца" ("WAIS"). Яппи пишут в своих журналах,
что на борьбу с Клинтоном надо давать как можно больше денег. И, похоже,
дело не ограничивается рассуждениями и призывами - если судить по результатам
последних парламентских выборов в Америке.
  У яппи, покупающих недвижимость
в Великобритании, есть еще один враг: местные жители. Дело в том, что
в последние годы яппи стали скупать дома в рабочих районах Лондона и других
британских городов. Жителей, разумеется, выселяют, дома переделывают под
что-то, приносящее быструю прибыль, - рестораны, дорогие магазины, танцзалы,
бордели, казино и т.д. Заодно, чтобы не отравляли воздух и не портили
пейзаж, закрываются окрестные заводы (иногда их, впрочем, переоборудуют
в склады и т.п.). Но оказалось, что в отличие от нищего неграмотного населения
стран "третьего мира" и в отличие от полностью обуржуазенных
рабочих США, английские рабочие не утратили еще полностью "классовых
инстинктов". "Почему-то" они ненавидят яппи, закрывающих
их заводы и изгоняющих из дешевых муниципальных квартир. "Почему-то"
они кричат вслед яппи всякие оскорбления, кидают в них камни, методично
разбивают им машины и поджигают только что отремонтированные офисы и рестораны.
  Один такой яппи, подписавшийся
"Ro-Ro Ship", жаловался: "Мне разбили подряд 6 машин, в
том числе "мерседес" для представительских целей. Каждую ночь
мне бьют стекла и витрины. Страховые компании уже отказываются иметь со
мной дело. Расходы на секьюрити выросли до невообразимой величины. Стены
домов напротив расписаны граффити, в которых меня называют Гитлером и
людоедом. Британская полиция, как мне кажется, сочувствует этим подонкам.
Недавно меня пикетировали какие-то экстремисты из организации с названием
"Классовая война". С ума сойти - "Классовая война"!
Это же неолит! Это же большевики, как при Сталине и Робеспьере! Я принял
представителей пикета, и эти два ублюдка мне прямо так и сказали, что
я - "капиталист", а всех "капиталистов" надо уничтожить.
Я им пытался объяснить, что я не понимаю, что значит "капиталист",
что я - деловой человек (businessman), свободный предприниматель. Они
мне ответили, что я якобы лишил их родителей работы и жилья, а их самих
- будущего. Я их спросил, кто мешает им переехать в другую страну - в
Австралию, в Новую Зеландию - и начать там свое дело? Для это нужен совсем
крошечный стартовый капитал: наверное, даже меньше полумиллиона долларов.
Они бросились на меня - и, наверное, убили бы, если бы не телохранители...
Когда дети из этого квартала меня видят, они поют:
I – i – yuppie – i – i,
Your fuckin' kids a sure gonna die!
Наверняка этой гнусной песне детей научили их родители-большевики.
Они надеются спровоцировать меня на действия против детей и таким образом
скомпрометировать... Я не знаю уже, что выгоднее: уехать и бросить это
дело или остаться. Кажется, в любом случае вместо доходов меня ждут одни
только расходы. Я обращался даже в обслуживающую меня консалтинговую фирму,
но там мне ответили, что в зоне гражданских конфликтов их фирма не работает!"
 
Знакомство с яппи-журналами, как выяснилось, - вещь полезная. Раньше яппи
меня раздражали. Теперь вызывают чувство жалости. Ну несчастные же люди,
честное слово! Им внушили, что заколачивать бабки - это хорошо, что они
станут всемогущими, когда начнут вертеть деньгами. А оказалось наоборот:
это деньги вертят ими, как хотят. Капитал вертит капиталистом, как собака
хвостом. Бедный яппи не может позволить себе делать что хочет. Как он
выглядит, с кем общается, куда ходит, что делает - решает за него его
бизнес. Мне казалось, что развитие цивилизации - это когда увеличиваются
уровни свободы индивидуума. Яппи, похоже, этой свободы лишен напрочь.
Неолит - как справедливо выразился яппи "Ro-Ro Ship" , хотя
и по другому поводу.
|