Александр Тарасов
СМОТРИТЕ ТРЮФФО!
Музей Кино преподнес москвичам очередной подарок – ретроспективу фильмов знаменитого французского режиссера Франсуа Трюффо. Начиная с февраля 1992 года – с ретроспективы Жана-Люка Годара – Музей Кино проводит одну за другой ретроспективы видных западных кинорежиссеров. Сегодня, когда нас захлестнул вал дешевого голливудского кинодерьма, перед подвижнической настойчивостью сотрудников Музея Кино можно только преклоняться.
Тем более, что мероприятия эти не ограничиваются одной только Москвой. Ретроспектива Годара, помимо Москвы, должна была пройти в Санкт-Петербурге и Киеве, и автор этих строк полтора года назад с печалью и недоумением спрашивал – печатно: «А что, культурные люди у нас живут только в Москве, С.-Петербурге и Киеве? В других городах бывшего СССР их нет? А если есть, то что им – так и довольствоваться голливудовской жвачкой?» («Солидарность», 1992, № 8). Но вот, после Москвы, Санкт-Петербурга и Киева, фильмы Годара побывали во всех столицах бывших союзных республик (кроме Прибалтики) – и с тех пор все катаются и катаются по городам России! И конца этому пока не видно. И залы собираются полные. Понятное дело: стосковались люди по хорошему кино, да еще если это кино снято режиссером с мировым именем. Сколько же можно, в самом деле, терпеть всю эту порнографическо-каратистскую тягомотину, да еще и снятую на полулюбительском уровне сомнительной фирмой «Саша Рабинович Продакшн». Ретроспективу Трюффо ждет та же судьба, что и ретроспективу Годара: уже известно, что ее собираются возить по всей России. Так что, если фильмы Трюффо приедут в ваш город – обязательно посмотрите. Не пожалеете.
Франсуа Трюффо (1932–1984), как и Жан-Люк Годар – один из самых известных представителей «новой волны». Но Трюффо своеобразен во всем. Начиная с биографии. Родившийся в семье парижских мелких буржуа, маленький Франсуа оказался ненужным и нелюбимым ребенком: для родителей он был обузой. Тут грянули война и оккупация, и родители Франсуа повели себя, мягко говоря, оригинально: все время, какое могли, они стали отдавать туризму и альпинизму. Судя по всему, Трюффо-старшие просто боялись оставаться в Париже: вдруг их принудят тесно сотрудничать с оккупантами – а это значит подставить себя под пули бойцов Сопротивления, или наоборот: вдруг их втянут в Сопротивление – то есть подставят под пули оккупантов. Маленького Франсуа оставляли на родственников и соседей. Кончилось, разумеется, тем, что он стал правонарушителем, угодил в детский лагерь на «перевоспитание», бежал оттуда из-за невыносимых условий домой, но и дома оказалось не лучше. Франсуа бежал и из дома, был найден отцом и – сдан в полицию. Попал в «исправительный дом», вышел, в возрасте 15 лет открыл собственный «киноклуб», разорился, снова попал в тюрьму, был вытащен оттуда друзьями-киноманами, завербовался в армию, с удивлением узнал, что, оказывается, Франция воюет во Вьетнаме (а откуда ему об этом знать? – весь его мир: дома – аполитичные родители, на улице – полууголовная шпана да такие же, как он, помешанные на кино чудаки), дезертировал, вновь попал в тюрьму, обманом – опять же с помощью друзей-киноманов – освободился и с тех пор стал кинокритиком, затем – киносценаристом, а затем – и кинорежиссером. Многие кинорежиссеры имеют странную и причудливую биографию, но состоящую преимущественно из тюрем – кажется, только Трюффо да Хосе Джиованни.
Опыт своего печального детства Трюффо воплотит в фильме «400 ударов» (1959) – в шедевре, сразу же прославившем его имя.
Вообще же фильмы Трюффо надо смотреть именно сейчас – если вы хотите ДУМАТЬ, то почерпнете из них очень много. Дело в том, что мир фильмов Трюффо сознательно предельно удален от политики (только в двух лентах политика врывается в фильм: в «451 градус по Фаренгейту» и в «Последнем метро»). Его герои – это представители того самого «среднего класса», который сегодня прославляют у нас устно и письменно, на который молятся, который объявляют примером, будущим «спасителем» и экономики, и государства.
И вот жизнь этих представителей «среднего класса» – мелких и средних буржуа, «лиц свободных профессий», рантье, домовладельцев и т.п. – исследует и показывает нам Трюффо. Причем его герои – «самые обычные люди»: не фанатики, не злодеи, не воплощенная добродетель, не гении. Самые обычные люди, «средние люди». Вот и посмотрите на «среднего западного человека» – не глазами нашей прессы и нашего TV, а глазами такого же западного человека, как они сами – и человека, всемирно признанного ТАЛАНТОМ. Сомневаюсь, что то, что вы увидите, вас вдохновит.
Вся «новая волна» принципиально показывала «жизнь такой, как она есть» – без суперменов, инопланетян, «секс-машин», «ниндзя-черепашек» и т.п. ахинеи, которая продуцируется ежегодно Голливудом и Ко в огромных количествах, но которой вокруг себя мы что-то не замечаем. Вот и герои фильмов Трюффо – не только обычные люди (мещане), но и живущие в обычных условиях, в привычной среде обитания (не в роскошных дворцах, но и не в нищете). Как у всякого обывателя, их мир – это, в первую очередь, МИР ВЕЩЕЙ, мир, где проблема дефицита решена. Вот это-то нам сейчас и интересно и для нас поучительно.
Итак, обеспечен ДОСТАТОК. Как распоряжаются собой люди в условиях достатка? Как они живут тогда, когда нет нужды стоять в очередях, ютиться в общежитиях, бояться потерять работу? Наверное, у них богатая, интересная, полноценная жизнь?
Что-то непохоже. Дали среднему человеку достаток, стабильность – а он так и остался СРЕДНИМ. Жизнь у него скучная, интересы мелкие, развлечения убогие. Трюффо рассматривает жизнь своих «средних людей» с конца прошлого века до наших дней. Меняются интерьеры, на смену коляскам приходят автомобили, на смену письмам – телефон, но мир скучного достатка остается миром скучного достатка. В нем не выживают, гибнут тонкокожие, тонко чувствующие люди и страдают все остальные – если они не совсем идиоты.
В фильмах Трюффо хорошо видно, как «средний человек» неосознанно, инстинктивно стремится вырваться из мирка убогой повседневности, размеренной скучной сытой жизни. Но представления о БУНТЕ у «среднего человека» так же убоги, как его внешний мир. Никакого бунта, кроме любовной интрижки, адюльтера, не получается. И никому эти любовные «бунты» не помогают, никого не спасают.
Герои только запутываются в своих любовных отношениях до предела, стремясь и вырваться в «бунт», и соблюсти внешние приличия, условности, и потворствовать своим инстинктам, и не утратить респектабельности, комфорта. И невинность соблюсти, и капитал приобрести, говоря словами русской пословицы. Причем, как мы знаем, на практике это почти невыполнимо, и в конфликте между невинностью и капиталом имеет тенденцию побеждать капитал.
Лишенный осознанных политических, социальных, классовых, философских интересов, «средний человек» оказывается не в силах противостоять внешнему миру, не в силах сохранить свое «я». «Личная жизнь» у него сводится к любовным интригам – и этот последний и единственный бастион его «внутреннего мира» неизбежно рушится.
Не бунтовать невозможно – разум сопротивляется сытому убогому существованию. «Любовный бунт» обречен на поражение. Это – настоящая трагедия героев Трюффо, фильмы которого внешне совсем не трагедийны, а, напротив, АНТИтрагедийны. Но если смотреть не один фильм, а несколько и подряд, на всех его героях – таких обычных, незлых, в общем-то, людей, зачастую симпатичных, на всех этих Жюля, Джима, Катрин («Жюль и Джим»), Пьера, Франку, Николь («Нежная кожа»), Клода, Анну, Мюриэль («Две англичанки и Конт нет») – начинаешь понимать, что что-то В ЦЕЛОМ неправильно в мире, что дело не в очередях, не в дефиците, не в КПСС, в конце концов.
Разумеется, кино Франсуа Трюффо не сводится к одной-единственной теме. У Трюффо есть «дуанелевский цикл» из 5 фильмов, объединенных одним героем – Антуаном Дуанелем (его везде играет Жан-Пьер Лео), тем самым подростком из «400 ударов». Лишенный семейного тепла, озлобленный «системой воспитания», Дуанель бунтует с определенной целью – получить то, чего его лишили: семейный очаг, заботу, уют. Получает. Разочаровывается. Пытается вырваться (любовница), возвращается, страдает, стареет... Антуан остается подростком, которому скучен и противен «мир взрослых», да вот только он изначально искалечен этим миром так, что даже свой святой бунт против этого мира он не может направить по верному пути – вот и бунтует глупо: то во имя брака, то против брака.
А если посмотреть фильмы Трюффо, посвященные миру детей и подростков («400 ударов», «Карманные деньги», «Дикий ребенок»), становится ясно, что мир детей – это мир подлинного существования, настоящей жизни, – и то, что «взрослый» мир – мир убогого существования, расчета, насилия – калечит детей, это уже подлинное преступление. Западная цивилизация знает лишь одну форму воспитания и образования – насилие, разрушение детского мира и захват его территории своим «взрослым» миром («Дикий ребенок»), и не все дети могут это вынести и не погибнуть («История Адели Г.»). Мир детства и «взрослый» мир западной буржуазной цивилизации оказываются несовместимыми. Но и менее удаленные цивилизации оказываются несовместимы: об этом фильм «Две англичанки и Континент», где хорошо видно, как несовместимы миры английского пуританизма и французской богемы и как попытка их совместить ведет к несчастью героев и даже к смерти одной из героинь – Анны. Показать бы этот фильм нашим проповедникам «вхождения России в лоно западной цивилизации» – чтобы они задумались, а возможно ли вообще такое вхождение, да боюсь, они ничего в этом фильме не поймут...
Я сознательно не пересказываю сюжеты фильмов Трюффо: смотрите сами, так интересней. Я лишь призываю: если к вам в город привезут ретроспективу Трюффо – идите и смотрите! Это не халтура. Это настоящее кино, настоящее искусство. Тем более, что это, может быть, одна из последних возможностей посмотреть подлинно своеобразное великое французское кино. Наш знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани, с 1979 г. почти постоянно живущий в Париже, недавно с горечью сказал, что французского кино как искусства больше нет: голливудчина убила его, и последние настоящие художники кино, еще живущие во Франции, – режиссеры поколения «новой волны» («Известия», 4.09.1993). Сами французы давно говорят об этом. Но Иоселиани – лицо незаинтересованное, человек со стороны.
Так что не ленитесь и не жалейте денег. Нового Трюффо уже не будет.
19 сентября 1993