Александр Тарасов
ОБРЮЗГШИЙ Б.Г. И ИЗЯЩНАЯ ПАТТИ СМИТ
У меня есть любимый журнал. Я читаю его от корки до корки – как читали когда-то подпольные издания. Название журнала – “Забриски Rider”, или, в просторечии, просто “Забриски”.
Начинались “Забриски” как обычный журнальчик хиппи – один из многих. Но эти “многие” благополучно скончались, а “Забриски”, напротив – выжили и расцвели. Из хип-журнальчика они стали лучшим контркультурным журналом к востоку от франко-германской границы.
Из номера в номер тематика и круг авторов “Забрисок” расширялись, качество и толщина издания росли. “Забриски” захватывали всё новую и новую аудиторию: рок-тусовку, панков и киберпанков, байкеров, реперов, пацифистов, дзэн- (и просто) буддистов, зиппи, “эйсид хаус”, отечественных растаманов и леваков, “готов”, блюзменов и джазменов, отечественных “индейцев” и “рейнджеров”, кришнаитов и последователей “Jesus Movement”, деятелей “параллельной культуры” – кино, театра, живописи, танца, издательского дела, модельеров и, наконец, широкие круги молодых переводчиков, поэтов, прозаиков, журналистов и даже философов, филологов, политологов, социологов и культурологов.
Почему это произошло, станет ясно, если почитать “Забриски” из номера в номер. “Забриски” – это журнал открытий. Он всегда шел на несколько шагов раньше всех остальных. Сначала кого-то (или о ком-то, о чем-то) публиковали “Забриски”, а уж потом о них узнавал “большой мир” – “большие” газеты, модные журналы, телевидение.
Список авторов, имен и тем, открытых “Забрисками”, впечатляет: Уильям С. Берроуз, Тимоти Лири, Теренс Маккена, Умка, Чиж, “эйсид хаус”, зиппи, “готы”, Майкл Риверс и Ирвин Уэлш, Дмитрий Ревякин, Олеся Троянская, американские байкеры, Алистер Кроули, “Монстр” Мэнсон, растаманы, “уэзермены”, йиппи, Джон Моррисон, Аркадий Семенов...
Этот журнал утер нос всем остальным журналам тем, что именно в “Забрисках” напечатаны самые подробные, объемные и содержательные материалы о: “Грейтфул Дэд”, Дженис Джоплин, Джоне Майэлле, Марке Болане, Сиде Баррете, Мике Джаггере, ну и, понятно, “Растафари” и хиппи. А под какими замечательными именами пишут люди в “Забрисках”! Каждый раз тащусь от одних имен: Кэт Хайрастая Штанина, Иван Шизофреник, Л.С. Деев, Цезарь Армагеддонов (и Цезарь Армагеддонов-младший) и, наконец, Вадим Монкберримундилайтов. Между прочим, журнал поощряет и коллективных авторов (разной степени коллективности). В числе постоянных: братья Карамазовы и Народ.
Вообще говоря, издатели “Забриски Rider” определяют его жанр так: “Альманах дедов, отцов, детей и внуков мировой власти рок-н-ролла, настурций, репейника и чертополоха”.
Последний, недавно вышедший номер “Забрисок” – сдвоенный, в 170 с лишним страниц. Опять есть смысл читать от корки до корки. Дневник Уильяма Берроуза; статья о йиппи; общий наезд В. Шалабина на весь питерский рок вообще – и от рождения-то придурковатый, а к нашим дням окончательно скурвившийся; нечто о легенде блюза (то есть действительно легенде – даже фотографий не сохранилось!) – Слепом Лаймоне Джефферсоне; о студенческих беспорядках в России – тех, что были до Екатеринбурга, но тщательно замалчивались властями и прессой; растаманская “Сказка про мышу”; феерические договоры о мире и сотрудничестве, подписанные Армией конфедератов, армией США, индейскими племенами Запада, техасскими рейнджерами, представителями рабовладельческих штатов Юга и мексиканскими байкерами-мятежниками; подборка, посвященная 30-летию “Yellow Submarine”; и, наконец, развесистый и написанный с большим чувством материал о Патти Смит (почему обложка и украшена коллажем, на котором безумно красивая и стильная Патти волочит за амулет толстого и здорово смахивающего на партфункционера времен застоя (хотя и полуголого) Б.Г. – кто слышал Патти Смит, тот знает, как беззастенчиво Гребенщиковиспользовал ее – и не только ее – тексты и музыку).
Некоторые называют “Забриски” “маргинальным изданием”. Это чушь. В мире, по которому проехался мертвящий каток постмодернизма, в мире “мозаичной культуры” маргиналов нет, поскольку все – маргиналы. Заходишь в редакции толстых журналов – и видишь громоздящиеся вдоль стен пачки нераспроданных экземпляров. Нет спроса, никому эти “немаргинальные” издания не нужны. “Забриски” расходятся полностью. И не раз уже приходилось допечатывать тиражи. В провинции этот журнал поклонники ксерят, а некоторые особо трудолюбивые и безумные даже переписывают от руки. Это – успех. Лучше быть “маргиналом” в “Забрисках”, чем однодневкой в самом тиражном и солидном издании.
10 июня 1998