«СКИНХЕДЫ — СУБКУЛЬТУРА ВОИНСТВУЮЩЕ АНТИИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ…»

Интервью с заведующим отделом ювенологии Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александром Николаевичем Тарасовым. Вопросы «Литературной газеты» задаёт Фотина Морозова.

Фотина Морозова. Александр, каким образом и когда появились у нас скинхеды?

А.Н. Тарасов. Во времена «перестройки» наши средства массовой информации, в первую очередь молодёжные издания («Комсомольская правда») и центральные телеканалы, стали рассказывать о скинхедах как о молодёжной моде — по сути, разрекламировали скин-движение на Западе. В то время два примера молодёжной моды на Западе – яппи и скинхеды – подавались (яппи откровенно, скинхеды менее откровенно) как варианты «правильной» моды: не антибуржуазной, не связанной с движением протеста, в отличие от хиппи и панков. Естественно, нашлись подражатели. Но самые первые скинхеды были совершенно безобидны: они выбрили себе головы, они «правильно» оделись, в то время как вокруг был, по их мнению, «сплошной совок», демонстрировали себя в Москве на Арбате и были очень горды собой. Идеологии у них ещё не было.

Ф. А когда она появилась?

Т. В России скинхеды как сколько-нибудь заметное явление появляются в конце 1994 г. Как только возникла минимальная массовая база, они стали искать контактов с единомышленниками на Западе. Чтобы эти контакты поддерживать, необходимо не просто слушать музыку в стиле «ой!», но и хотя бы слегка разбирать слова. А у «Screwdriver» (культовая для скинхедов британская группа) слова однозначно расистские. С этого момента уже начинается идеология.

Ф. Что представляет собой идеология скинхедов?

Т. Скинхеды — это молодёжная субкультура, а субкультура, по определению, имеет идеологию достаточно расплывчатую. Способность более или менее связно изложить какие-то идеологемы присуща далеко не всем, кто приходит в субкультуру и кого принимают – поскольку он «правильно» выглядит и согласен общаться с такими же. Но скинхеды, конечно, идеологизированная субкультура. Культ насилия и расизм — вот два положения, которые наши скинхеды разделяют. Дело в том, что на Западе есть ещё движение «ред скинз» — красные скинхеды, левые, которые наци-скинов ненавидят, зовут их «боунхедами», «костеголовыми» (то есть тупоголовыми, кирпичноголовыми), которые их бьют и считают главной задачей борьбу с фашизмом. Это направление у нас не получило развития. А в рамках наци-субкультуры основными постулатами являются пропаганда верховенства «арийской расы», неприязнь к представителям всех остальных рас, «неарийских», и установка на насилие.

Ф. Какие народы они причисляют к «арийской расе»?

Т. Наши скинхеды «арийскую расу» путают с белой, европейской расой, не осознавая, что выходцы с Кавказа относятся к той же самой расе, и в английском языке слово «caucasian» означает «европеоид». А западные их единомышленники проводят очень чёткое разделение. В России существует два филиала международных наци-скин группировок: «Blood & Honor» («Кровь и честь») и «Hammerskin» — ни тот, ни другой на Западе не признаны. Более того, когда наши «хаммеры», как их в просторечии зовут (одних называют «хонорами», а других «хаммерами») написали товарищам на Запад, мол, мы хотим вступить в ваше объединение, совместно бороться за чистоту белой расы и бить «чёрных» — они получили с Запада отповедь. Содержание отповеди было таким: какой «Hammerskin» в России? Вы же недочеловеки, вы же славяне, до XIX в. — там было дословно так написано — у вас не было государства, государство создали для вас викинги… Вообще, в странах Восточной Европы наци-скин-движения нигде не признаны международными организациями, кроме Чехии, поскольку и «Blood & Honor», и «Hammerskin» воспринимают её как «немецкое государство», а чехов – как «германизированных славян».

Ф. Чем отличается субкультура скинхедов от других субкультур?

Т. Другие молодёжные субкультуры даже если и образовывались вокруг музыки (например, рэпперская субкультура — вокруг музыки «рэп»), быстро расширялись до развитой культуры: возникали стиль жизни, литература (и поэзия и проза), живопись и т.д. … Скин-субкультура — воинствующе антиинтеллектуальна: достаточно примитивная музыка с примитивными текстами — ухудшенный хэви-метал, внешний вид, форма поведения, которая основана на том, что нужно кого-то бить, проявлять некий маскулинный героизм. Тексты скин-субкультуры — либо инструкции, либо публицистика. Не существует скин-поэзии, скин-живописи, отдельных танцев, которые танцевали бы именно скины. Это субкультура, редуцированная до расовой ненависти, насилия и определённого стиля музыки. В этом смысле она очень живуча, потому что очень проста, и это одна из дополнительных опасностей её существования: человек, прошедший через скин-субкультуру, даже если он затем из неё выпадает, оказывается крайне ограничен в духовном и интеллектуальном плане. Он привыкает, что можно существовать без литературы, без философии, без поэзии, без танца; а вот без пива и водки, что является обязательным атрибутом скин-субкультуры, существовать нельзя, без драки жить плохо.

Ф. Существует ли у скинхедов какая-то политическая организация, издаются ли газеты, существует ли штаб, который может направлять действия?

Т. Единого центра нет, но внутри субкультуры существуют организации. Типичная группа скинов состоит из пяти, семи, десяти, ну, пятнадцати человек и существует не очень долго — года два, два с половиной, поскольку в скинхеды приходят рано — начиная с 14 лет, чаще 15–16; как правило, это школьники или учащиеся ПТУ и техникумов. Затем кто-то уходит в армию, кто-то начинает работать, кто-то женится, кто-то попадает в тюрьму — и подростковая бандочка распадается. Но существуют и более крупные, серьёзные объединения. В Москве, например, четыре объединения, в которых от ста до трёхсот человек: уже упоминавшиеся русские филиалы «Blood & Honor» и «Hammerskin», «Скинлегион» и «Объединённые бригады-88». Помимо нескольких сот своих членов, они могут рекрутировать на какую-либо акцию ещё несколько сот человек из более мелких организаций, к ним тяготеющих. Издаётся некоторое количество газет и журналов, с большей или меньшей степенью регулярности, это зависит от денег, а деньги у них пока не очень большие. Есть несколько скинхедских сайтов в Интернете. Наконец, есть музыкальные группы в стиле «ой!», которые поют специально для скинхедов, их около двух десятков по стране. «ОБ-88», «Hammerskin», «Скинлегион» воспринимают себя как политические объединения. У них есть лидеры, ответственные за те или другие направления, иерархия, есть, условно говоря, штабы, они взаимодействуют с другими неонацистскими организациями, допустим, с Народной национальной партией (ННП) Иванова-Сухаревского. Сама ННП — это, конечно, не скинхедская организация, но туда в виде молодёжного крыла входит группа «Русская цель» во главе с Семёном Токмаковым, и в основном через нее и вербуются новые члены партии.

Ф. Какими акциями они проявляют себя?

Т. Самые главные акции — избиения «инородцев» и всех, кого считают врагами. Такие избиения происходят постоянно, дело доходит до убийств. Настоящий скинхед должен отличиться нападением на какого-нибудь противника — на азиата, негра, мулата, «кавказца» или, допустим, на кого-то из «левых». В Москве, в Нижнем Новгороде, в Краснодаре, в Саратове, в Воронеже скинхеды нападали на местных анархистов, на представителей экологического движения. Эту часть их деятельности, в отличие от расистских нападений, у нас средства массовой информации не освещают. Был инцидент ещё в 1995 г.: у музея Ленина произошла стычка между анархистами и троцкистами – распространителями литературы, с одной стороны, и наци-скинами и людьми из РНЕ – с другой. Тогда в «МК» написали: какая нам разница, кто этих коммуняк бьёт на улицах, фашисты так фашисты.

Ф. Каковы взгляды типичного скинхеда на внешнюю и внутреннюю политику?

Т. Средний рядовой скинхед политически плохо подкован. Он знает, что он должен быть патриотом и вести себя патриотически, а вот является то или иное действие власти патриотическим или нет — здесь могут быть разногласия. Скажем, скинхеды негативно относились к президенту Клинтону, считая его марионеткой в руках «сионистского оккупационного правительства» (ZOG), которое якобы правит в Америке и подавило там окончательно белую расу. Естественно, союзнические контакты с Клинтоном воспринимались как изменническая позиция. А вот к Бушу они относятся хорошо, потому что Буш делает всё правильно: бомбит Ирак, борется с мусульманами, разгромил в Афганистане талибов. Следовательно, контакты с Бушем — «правильная линия». Существуют, однако, и такие, которые считают, что и Буш — недостаточно «правый», на самом деле он контролируется этим закулисным ZOG, и необходимо потому договариваться с правой оппозицией Бушу.

Ф. Социальный портрет типичного скинхеда?

Т. Это не дети социальных низов, алкоголиков и уголовников — видимо, подростки из этого слоя вербуются непосредственно в уголовный мир. Скинхеды — это несколько более высокий уровень и развития, и социального статуса: так, мобильный телефон у них — не редкость. Типичный скинхед — это ребёнок из семьи, бывшей советским вариантом западного «среднего класса»: высокооплачиваемых квалифицированных рабочих, ИТР, работников НИИ, КБ и т.д. За 10 лет реформ социальный и экономический статус этих людей резко упал, они превратились в «челноков», рыночных торговцев, охранников. Некоторые сохранили свой имущественный уровень, однако человек, который раньше был ведущим инженером, а теперь торгует в палатке, ощущает фрустрацию. Пережитое семьями социальное унижение и недовольство социальной действительностью причудливо выразилось у детей в уходе в скинхеды.

Ф. Что вы думаете о кампании, связанной с днём рождения Гитлера?

Т. Это совершенно неприличный тарарам, который устроили наши СМИ с подачи властей. Получилось, что чуть ли не самый главный праздник в России — это день рождения Гитлера. Даже в тех городах и городках, где раньше не знали, что есть скинхеды, — теперь знают, где их не было — теперь появятся. Это модно, о них рассказывают, их показывают по телевидению, у них берут интервью. Фактически это реклама скинхедскому движению.

Ф. Каковы взаимоотношения скинхедов и власти?

Т. С одной стороны, не замечать скинхедов невозможно: относительно недавно произошёл царицынский погром, потом несколько убийств иностранных граждан, нападения на иностранцев, включая сотрудников посольств. Западные посольства шлют нашему МИД протесты, некоторые сокращают свой штат — это уже международный позор, на это надо как-то реагировать. С другой стороны, власть заинтересована в существовании скинхедов. Они транслируют социальное недовольство, существующее в стране, «по горизонтальному уровню» — то есть направляют его на таких же рядовых граждан, но другой национальности, другого вероисповедания, другого цвета кожи. Если эти люди не будут считать, что во всём виноваты негры, они, естественно, будут считать, что во всём виноваты власти. Тогда они будут не негров на улицах бить, а бросать камни в здания мэрии, нападать на депутатов парламента или, как минимум, требовать от власти каких-то позитивных изменений. Всякая власть заинтересована в том, чтобы её не трогали.

Ф. Не могут ли какие-либо властные структуры попытаться использовать скинхедов?

Т. Такие прецеденты есть. Вот как возник пресловутый царицынский погром: предполагалось, что скинхеды должны разгонять демонстрацию «антиглобалистов» перед отелем «Мариотт» на Тверской. Была большая шумиха, инспирированная газетой «Известия», которая первой напечатала, что в Москву приедут 20 или 30 тысяч «антиглобалистов», которые тут всё разнесут. Это была явная провокация: достаточно было зайти в Интернете на сайты так называемых  антиглобалистов и прочитать, что никаких акций в Москве не планируется. Информационные агентства заявление «Известий» растиражировали, и вот «некие структуры» стали готовить «стихийный народный гнев» — в лице скинхедов, причём не московских, а подмосковных, не входящих ни в какие известные организации. Две недели их готовили к тому, что они будут разгонять «антиглобалистов», а «антиглобалисты» не появились — пришлось выпускать пар: люди уже собрались, оружие, то есть арматура, подвезено… Разогретых людей перенаправили в сторону «кавказцев», афганцев, живущих в гостинице «Севастополь». Если почитать ультраправую прессу, например, «Эру России», то там участники событий признаются, что всё так и было. Кто это сделал — не секрет: скинхед, который давал интервью телеканалу ОРТ, сказал (эти слова заглушили свистом), что заказывало всё движение «Идущие вместе». Вот вам попытка использования скинхедов в качестве грубой силы. Завтра их точно так же можно использовать против кого-нибудь ещё. Скинхеды – люди простые: когда корреспонденты их спрашивали: «Можете устроить настоящий погром?» — они отвечали: «Триста долларов — и завтра мы вам сделаем погром».

Ф. Чего ждать от скинхедов в недалёком будущем?

Т. Перспективы безрадостные, поскольку власть бороться с ними не хочет, а никаких общественных организаций, которые вели бы с ними самостоятельную борьбу, пока нет. На Западе везде скинхеды либо совершали что-то такое, что заставляло власти активно ограничивать их деятельность — например, погром в католическом соборе в Германии, — либо их «ограничивали» самоорганизовавшиеся граждане, которые устали от скинхедского террора. Так, например, было в Испании, в Стране Басков, где роль усмирителя наци-скинов сыграло движение «Молодёжь, на улицы!»; однако оно сочувствует независимости Страны Басков, а все подобные организации (как «террористические») правительство Испании планирует запретить. Если это произойдёт, скинхеды вновь вернутся… Кроме того, если и дальше СМИ будут говорить, что быть скинхедом «модно», движение будет неизбежно расти, потому что для подростков мода — очень важный фактор. На Западе движение скинхедов находится в упадке потому, что там модно быть «антиглобалистом». В России я не вижу никакой молодёжной моды, которая могла бы перебить собственно фашистскую тенденцию.

9 мая 2002