Александр Тарасов:
«Гиренко действительно представлял опасность для правых радикалов»
- Александр, как вы считаете, связано ли убийство Николая Гиренко с его профессиональной деятельностью, с его экспертизами по делам фашиствующих организаций?
- Конечно, связано, если только речь не идет о маньяке, стреляющем в людей через дверь из обреза пулей со смещенным центром тяжести. Поверить в такое сложно, а потому я уверен, что корни убийства Гиренко следует искать в одном из тех дел, по которым он выступал или должен был выступить в качестве эксперта. Он действительно представлял опасность для правых радикалов. Николай Михайлович разработал методику, позволяющую определить, какая пропаганда является криминальной и подпадает под ст. 282 УК «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
Он проводил экспертизу очень качественно, и с его выводами было сложно спорить. До того, как он подготовил для Генпрокуратуры брошюру «Методики расследования уголовных преступлений на почве межнациональной вражды и ненависти» с определением критериев, является ли та или иная агитация фашистской, возникали большие проблемы. Собственно, поэтому до недавнего времени ст. 282 УК была неработающей. Дела по ней возникли относительно недавно, и все упиралось именно в экспертизу. Допустим, по делу учредителя и редактора газеты «Русич» Виктора Корчагина прокуратура признала, что слово «жид» не является оскорбительным, так как оно употреблялось в русской классической литературе.
- И как же Гиренко провел грань между просто радикальными и фашистскими политическими лозунгами?
- Он поступил очень просто – опирался на уже доказанные прецеденты, то есть взял в качестве источников для проведения сравнительного анализа материалы, которые в международной практике признаны фашистскими. Скажем, перед нами карикатура, практически идентичная опубликованной в известной нацистской газете «Штюрмер». Карикатуры абсолютно совпадают, но только на немецкой - еврей, а на нашей – «лицо кавказской национальности». И в такой ситуации очень сложно опровергнуть обвинение в разжигании розни, потому что придется признать, что то, что для евреев – оскорбление, для «кавказцев» – нет. Понятно, что доказать это невозможно.
- Как вам кажется, это преступление было подготовлено какой-то фашистской группировкой или же его продумал и совершил одиночка, который хотел за что-то отомстить Гиренко?
- Никто не взял на себя и ответственность за это преступление. И поэтому сложно говорить, превентивная ли это акция, акция возмездия или акт личной мести. Проблема в том, что преступник или преступники постарались максимально анонимизироваться. Если стреляют из пистолета, то можно проследить историю этого оружия, найти его продавцов, покупателей. Но в Гиренко ведь стреляли из обреза.
- И это ведь первое такое преступление, совершенное правыми радикалами…
- Да, нападения на своих недругов радикалы совершали и раньше, но подготовленных, спланированных убийств не было. И я опасаюсь, что это преступление может стать стартом для последующих расправ. Как в свое время убийство Меня открыло для нас такое явление, как политическое убийство. Хотя дело и не раскрыто, и скорее всего Меня убили из-за денег, но общество тогда восприняло это убийство как политическое.
По крайней мере, часть правых радикалов убийство Гиренко уже одобрила. На днях я беседовал со своим информатором, который не очень согласен с позицией руководства движения, членом которого он является, и который рассказал мне о совместном заявлении «Национальной державной партии» и «Движения против нелегальной иммиграции» по поводу убийства Гиренко, разосланном по внутренней рассылке этих организаций. Заявление называлось «С почином». В нем одобряется переход к некой следующей стадии действий правых радикалов. Уверен, кстати, что рассылка была замечена нашими правоохранительными органами, следящими за электронной почтой через СОРМ-2.
Примечательно, что это заявление отличается от поведения руководства этих организаций на публике. Обращает на себя внимание и то, что именно «Движение против нелегальной иммиграции» сделало его.
- А что это за организация?
- Оно появилось относительно недавно и выглядело вначале не слишком серьезно. Вообще, на радикальных флангах всегда множество мелких организаций, они постоянно возникают и исчезают. Но этот, казавшийся совершенно виртуальным или по крайней мере исключительно московским, проект начал как-то неожиданно разрастаться и расползаться. Появились его отделения на Урале, в Санкт-Петербурге, в Смоленске. У этой организации есть какие-то деньги, которых, например, хватает, чтобы поддерживать довольно приличный сайт. Потом оказалось, что у «Движения» есть связи с некоторыми думскими фракциями. Члены этой организации работают помощниками у некоторых депутатов. То есть, если учесть острейшую конкуренцию на праворадикальном поле, «Движение» очень быстро развивается. И у этой организации, которая вроде провозглашает вполне законные цели, но де-факто является ксенофобской и националистической, есть шанс перетянуть к себе часть радикально настроенной молодежи.
- А что вы можете сказать о скиновской группировке «Шульц 88», по делу которой Николай Гиренко выступал экспертом?
- Это небольшая группа скинов. Но в то же время это некоторый эталон того, что происходит сейчас в среде скинов в тех городах, где движение возникло давно.
- А что сейчас происходит?
- После нескольких кампаний по «борьбе со скинами» в Москве и Питере скинхеды в этих городах стараются не выделяться. Не носят открыто атрибутику, стригутся коротко, а не бреются налысо. Но одновременно идет процесс их политизации. Возникают небольшие – по 20-30 человек – скин-группировки, которые не являются стихийно расистскими, а имеют свою четкую политическую линию. И если раньше ультраправые работали со скин-сообществом, вербуя там себе кадры, то теперь ситуация изменилась. Эти новые-скин группировки уже не только и не столько субкультурное явление – это политические организации, которые предлагают равноправное сотрудничество другим ультраправым. Они уже в первую очередь активные правые радикалы, а уже потом бритоголовые.
Это принципиально иная ситуация: они политизируются раньше, чем становятся частью субкультуры скинов.
24 июня 2004
|