ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИИ

В содержание



ПИТЕРСКАЯ ЛИГА АНАРХИСТОВ (ПЛА)

Объединение анархистов Санкт-Петербурга.

Создана в феврале 1994 г.

Предшественником ПЛА была возникшая в сентябре 1988 г. в Ленинграде Анархо-синдикалистская свободная ассоциация (АССА). Первоначально в АССА состояло лишь 4 человека, но довольно быстро группа выросла до 15 членов, в основном студентов исторического факультета Ленинградского государственного педагогического института (ЛГПИ) им. А.И. Герцена.

Программные документы АССА предполагали в качестве основных принципов гуманизм, антитоталитаризм, федерализм и прямую демократию, свободную конкуренцию в экономике. АССА выступала за все формы собственности; многопартийность; разделение властей внутри квазигосударственного образования – Федерации, – организованного по принципу объединившихся местных общин ("Коммун"); передачу государственных предприятий в собственность трудовых коллективов; самоопределение и равенство наций; полную свободу личной жизни граждан от официальных институтов; отмену обязательного среднего образования. Для достижения своих целей АССА признавала следующие формы действия: пропаганда, стачки и кампании гражданского неповиновения. Насилие признавалось только как вынужденное средство самообороны[1].

Таким образом, программа АССА была по существу не анархистской, а коммуналистской, ориентированной на децентрализацию государства до уровня местного самоуправления (районов) и замену парламентской демократии сочетанием элементов прямой и представительной демократии. Очевидно, АССА вдохновлялась идеями правопрудонистского крыла Парижской Коммуны.

В 1989–1990 гг., кроме Ленинграда, индивидуальные члены АССА действовали еще в нескольких городах СССР (Уфа, Петрозаводск, Саратов, Киев). Максимальной численности АССА достигла в середине 1989 г., когда в группу входило 24 человека. Лидерами АССА были Петр Рауш и Павел Гескин.

В 1989 г. на 2 недели в АССА вступил Анархо-коммунистический революционный союз (АКРС), который образовал "Анархо-коммунистическую секцию" внутри АССА.

В 1989 г. внутри АССА возникла также "Анархо-демократическая секция", которая в 1990 г. переименовалась в Анархо-демократический союз (АДС). Идеология "анархо-демократов" представляла собой сплав анархического индивидуализма с классическим американским буржуазным либерализмом (в европейской традиции: буржуазным консерватизмом): "анархо-демократы" выступали за частную собственность, рынок, товарно-денежные отношения, максимальную свободу личности (вплоть до права на ношение и применение оружия, употребление наркотических средств и т.п.) и непризнание прав надличностных институтов (общества, государства, церкви и т.п.) диктовать свою волю свободному индивидууму.

На I съезде Конфедерации анархо-синдикалистов (КАС) 1–2 мая 1989 г. АССА вступила в нее на правах коллективного члена и находилась в ее составе до апреля 1990 г. В апреле 1990 г. АДС вышел из состава КАС, после чего коллективное членство АССА в КАС прекратилось. Члены АССА входили в КАС индивидуально и покинули ряды Конфедерации в разное время (П. Рауш, например, осенью 1990 г.).

Размежевание между анархо-коммунистами, анархо-синдикалистами и анархистами-индивидуалистами внутри АССА привело к расколу организации: в июне 1989 г. отделился АКРС, в апреле 1990 г. – АДС. Аббревиатура АССА осталась за анархистами-индивидуалистами, изменившими ее расшифровку (новое название – Ассоциация секций свободных анархистов).

В мае 1990 г. АССА выступила с инициативой создания "Черной Гвардии" – "добровольных негосударственных немилитаризованных сил самообороны"[2], но созданная группа "Черной Гвардии" оказалась небое- и нежизнеспособной и вскоре развалилась.

В июне 1990 г. члены АССА была в числе основателей Ассоциации движений анархистов (АДА).

В ноябре 1990 г. АССА преобразовалась в Питерскую группу АДА. Одновременно из АССА выделилась Маргинальная Корпорация Анархистов (МАРКА), в которую вошли также оставшиеся члены группы Маргинальный Анархический Конгломерат (МАК), выделившейся из АССА в феврале 1990 г. Численность МАК – 5 человек. МАК функционировал как автономная структура внутри Питерской группы АДА. Приблизительно с этого периода началось также прогрессирующее падение численности анархистских групп города, связанное отчасти с наркотизацией и алкоголизацией их членов, отчасти с уходом наиболее радикальных анархистов. Мощным стимулом к уменьшению числа организованных анархистов в Ленинграде явился также разгром милицией анархистского сквота на ул. Заслонова (квартиры в сквоте были захвачены анархистами в ноябре 1989 – январе 1990 г., сквот разгромлен милицией 7 мая 1990 г.).

К концу весны 1991 г. МАРКА развалилась, но летом 1991 г. внутри Питерской группы АДА было создано движение Маргинально-анархические контр-инициативы (МАКИ). МАКИ провозгласили себя движением, ориентированным на "прямые действия", то есть на введение явочным путем "элементов маргинальной анархии". При этом МАКИ настроились на "выпадение из системы", отвергая насильственные действия как "форму государственной власти" и отказываясь по сути от всех видов легальной политической борьбы[3].

В 1992–1993 гг. при словесном радикализме (выразившемся в публикациях в газете МАКИ "Новый свет" все более экстремистских текстов, в том числе лидера МАКИ П. Рауша) практическая деятельность группы носила умеренный характер. Единственной действительно радикальной акцией, в которую оказались вовлечены МАКИ, было стихийное сопротивление 10 июля 1992 г. группы анархистов и сочувствующих (всего приблизительно 50 человек) попытке милиции задержать П. Рауша за торговлю газетой в "неположенном месте". В ходе инцидента анархисты вырвали П. Рауша из рук милицейского наряда, загнали милиционеров в патрульную машину и попытались машину перевернуть. После бегства милиционеров с "поля боя" активисты МАКИ срочно обратились в Ленсовет, откуда прибыли два депутата, члены Комиссии по правам человека, которые объяснили в 23-м отделении милиции сотрудникам неправомочность их действий. На этом инцидент был исчерпан[4]. Осенью 1992 г. после серии задержаний милицией П. Рауша "с применением физического насилия" и немотивированного задержания анархиста К. Гамбурга (6 ноября 1992 г.) Совет Питерской группы АДА отправил в адрес мэра Санкт-Петербурга, прокурора Санкт-Петербурга и начальника ГУВД "открытое предупреждение", в котором квалифицировал действия властей как "незаконные политические репрессии" и угрожал в случае продолжения "провокаций" использованием "в целях самообороны крайних средств"[5]. Однако никаких действий по реализации этих угроз со стороны анархистов в дальнейшем предпринято не было. Впрочем, и систематические задержания П. Рауша прекратились вплоть до осени 1993 г.

В конце 1993 г. – начале 1994 г. практически все традиционные анархистские группы Петербурга оказались в состоянии глубочайшего кризиса, некоторые из них (например МАКИ) были вынуждены даже принять решение о самороспуске.

13–14 февраля 1994 г. на всепетроградской конференции анархистов из остатков МАКИ, Питерской Группы АДА, Союза Вольных Тружеников (СВТ, в который преобразовался Анархо-демократический союз), Движения революционных социалистических анархистов (ДРСА), отдельных членов Демократического Союза (ДС) и ряда не входящих ни в какие организации анархистов была создана Питерская лига анархистов (ПЛА)[6].

На конференции было принято заявление о продолжающихся в России политических репрессиях с изложением ряда дел жертв политических репрессий и указанием имен политзаключенных[7].

Программные документы ПЛА (Учредительная декларация, Программное заявление Лиги, Организационное соглашение Лиги) были приняты спустя месяц, после обсуждения и внесения изменений по группам. В Программном заявлении ПЛА провозгласил своей непосредственной задачей "прекращение функционирования государственных структур в Северо-Западном регионе". ПЛА выступила также за "расформирование силовых структур государства"; "вытеснение государства из сферы регулирования правовых отношений"; полную ликвидацию государственной собственности и государственного налогообложения при сохранении частной собственности; вытеснение государства из сферы производства и обмена при сохранении рыночных отношений, товарно-денежной системы и наемного труда; ликвидацию монополии государства на эмиссию денег; ликвидацию крупного промышленного (индустриального) производства и замену его "экологически сбалансированной сетью мелких и средних производств, способных к автономному существованию"[8].

В качестве методов, с помощью которых ПЛА намерена была добиваться своих целей, признавались "ненасильственное внепарламентское сопротивление" (агитация и пропаганда, митинги, демонстрации, лекции, семинары, акции бойкота и т.п.). Часть групп Лиги заявила также о признании метода "энтризма", то есть воздействия на государственные структуры путем внедрения в них своих членов[9].

Несмотря на то, что в ПЛА объединились "анархо-демократы" и другие "умеренные" анархисты, ПЛА призвала летом 1994 г. присоединиться к намечавшейся "Трудовой Россией" на 21 сентября 1994 г. (годовщина подписания президентом Б.Н. Ельциным "Указа № 1400" о роспуске парламента) всеобщей политической забастовке, выдвинув требования "отставки Ельцина, отставки правительства, роспуска Думы и Федерального Собрания, признания конституции 93-го года недействительной"[10].

Принципы, заложенные в Организационном соглашении Лиги (право "вето" любой группы на любое решение Совета Лиги; отказ от понятия "кворум" для собраний Совета; автоматическое выбытие из ПЛА в случае уменьшения численности группы до 1 человека; автоматическая приостановка членства в случае "отсутствия на собраниях и акциях Лиги" группы в течение 1 месяца, индивидуальных членов – 3 месяцев)[11], безусловно, затруднили активную политическую деятельность ПЛА, учитывая малую численность ПЛА, индивидуализм ее членов и присущий им маргинальный образ жизни.

В начале 1995 г. внутри ПЛА из "чистых" ("черных") анархистов (то есть таких анархистов, которые не соотносили себя с анархо-коммунизмом, анархо-синдикализмом, анархо-толкинизмом, анархо-мистицизмом и т.д.) было образовано Движение жесткой анархии (ДЖАН) численностью 5 человек. К осени 1997 г. деятельность ДЖАН как самостоятельной структуры полностью сошла на нет, в группе осталось 2 человека.

Численность ПЛА к осени 1997 г. – 12 человек.

Руководящего органа как такового нет (Совет Лиги – это координирующий, если не псевдокоординирующий, ритуальный орган).

Фромальных и неформальных лидеров у ПЛА нет. Наиболее авторитетным членом ПЛА является, видимо, П. Рауш, хотя и он, разумеется, не обладает никакими особыми правами и полномочиями.

В 1988 г. АССА выпускала теоретический журнал "Февраль".

С августа 1988 г. в Санкт-Петербурге выходит газета ПЛА “Новый свет”. Тираж – 1 тысяча экземпляров. В 1991–1992 гг. тираж доходил до 5 тысяч экземпляров.

Первоначально газета выходила как издание АССА – КАС, с июня 1990 г. – как издание АССА, с осени 1990 г. – как издание АССА – АДА, с января 1991 г. – как издание АДА, с сентября 1991 г. – как издание МАКИ, с 1995 г. – как издание ПЛА.

Кроме того, с августа 1990 г. газета имеет подзаголовок "Издание анархистов Петрограда", с сентября 1990 г. – "Газета анархистов Питера", с января 1991 г. – "Петроградская анархическая газета".

С осени 1990 г. газета выходит под лозунгом "Анархия – мать порядка".

Газета не зарегистрирована. Редакция не регистрирует ее по принципиальным соображениям, отрицая право государства на контроль в какой бы то ни было форме над деятельностью граждан[12].

Характер публикуемых материалов поразительно пестр: от документов анархистских групп, от имени которых выходила газета (АССА, АДА, МАКИ и т.д.), и документов других анархистских организаций, и до литературных произведений, не имеющих никакого отношения к анархизму.

До 1990 г. "Новый свет" был довольно умеренной газетой, отражавшей взгляды ленинградских анархистов, самых правых тогда в анархистском сообществе СССР, тяготевших к доктрине "анархо-демократии", которых их оппоненты в анархистском мире, по аналогии с подобным явлением на Западе, именовали "анархо-капиталистами". Газета публиковала преимущественно программные документы, резолюции, официальные заявления АССА, краткие заметки об анархистской деятельности и т.д. и была малоинтересна вне круга АССА.

С 1990 г. "Новый свет" стал быстро радикализовываться. Уже в июне 1990 г. газета опубликовала призыв к созданию "Черной Гвардии" как структур самообороны, противостоящих официальным правоохранительным органам, и "Положение о Черной Гвардии" в Ленинграде[13].

В октябре 1990 г. "Новый свет" впервые резко выступает против новой местной власти – "демократов" (весной 1990 г. в Ленинграде на выборах победили "демократы"): "Никакой поддержки "демократическим" властям! Долой любую диктатуру!"[14]. Одновременно в газете публикуется издевательский рассказ, в котором академик А.Д. Сахаров изображен в виде алкоголика[15].

В январе 1991 г. "Новый свет" публикует листовку Питерского совета АДА с призывом к рабочим захватывать предприятия, изгонять администрацию, не платить никаких налогов, заменять вневедомственную (и ведомственную) вооруженную охрану отрядами самообороны. Листовка кончается призывами: "Товар – народу! Все деньги – рабочим! Смерть – государству!"[16].

В напечатанных в газете литературных произведениях впервые начинают восхваляться анархистский террор и вооруженное сопротивление[17] и проповедоваться идеи исключительности анархиста, превосходства его над "серой убогой толпой": "Вы, паспортная срань – похлебка для разварившейся каши, шмякающей на плиты платформ метро и морщинистые складки улиц. Вы отрыгиваетесь старушечьими ртами, которые вас хавали всю жизнь до досрочного пролетарского климакса. Вы – 50-летняя дряхлость бумажных мозгов и нарукавные задницы душ – брёхом своим не подсадите нас на срань пустоглазой вмазки труда! Нам не уперлось ваше счастье лосниться жиром драгоценностей в своих бомбоубежищах"[18]. Но в то же время уже появляются тексты с открытым призывом к вооруженной борьбе: "Забудьте – раз и навсегда – этику ненасилия!.. Не мы начали гражданскую войну – но воевать – нам!"[19]; "Государство, разбойничающее и убивающее – наш враг, и оно еще не совсем сдохло! Не признавая его власти над собой, противодействуя ему – МЫ СОЗДАЕМ АНАРХИЧЕСКИЕ БАНДЫ.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ АНАРХИЧЕСКИЙ БАНДИТИЗМ!"[20].

Впервые начинают даваться практические советы из области вооруженной борьбы: рассказывается, как при помощи подручных средств бороться с танками[21]. Этапным в процессе радикализации "Нового света" стал апрель 1991 г. В номере газеты, вышедшем в этом месяце, почти каждый крупный материал носил более или менее экстремистский характер. Вот примеры.

"Колоссальная ЭНЕРГИЯ НЕНАВИСТИ – это тот главный перестроечный подарок, который государство сделало людям, не передавайте ее друг другу, не тратьте впустую! Берегите эту энергию – она вам еще пригодится. Нужно только вернуть ее по адресу –отправителю. Вернуть четко, резко и в срок ... ГОСУДАРСТВЕННОМУ "РЫНКУ" – ЧЕРНЫЙ АМБЕЦ!"[22].

"Нам ни к чему демократия... Что же нам делать?.. СОПРОТИВЛЯТЬСЯ! БОРОТЬСЯ!"[23]; "БЕЙ ИХ, ПАСКУД, ЧЕМ ПРИДЕТСЯ!"[24].

"Доколе ж мы будем терпеть сволочные эксперименты, горбачевско-павловские разверстки?! Шабаш! Хватит базаров о парламентской борьбе! Если есть в нас хоть капля хозяйской гордости – врежем по зубам кремлевской мерзости и нахлебникам от партии "трудящихся"! Не "льюисом", так "мАхнатым" кулаком!"[25].

После августа 1991 г. и недолгой эйфории, связанной с падением власти КПСС, "Новый свет" быстро занимает радикально-негативную позицию по отношению к новой власти в России (что отчасти объясняется делом анархистов А. Родионова и А. Кузнецова, арестованных и позднее осужденных по обвинению в сопротивлении сотрудникам милиции, что произошло еще при "старом", советском режиме; этой теме "Новый свет" отводит много места)[26]. Уже в октябре 1991 г. "Новый свет" переходит к систематической пропаганде "акций прямого действия" против нового режима: "Бунт всегда прав... власти можно и нужно свернуть шею... Мы стремимся не прорваться на гребне восстания к власти, а, напротив, раз и навсегда покончить с централизованной властью профессиональных бюрократов.

Разогнав управленческую мафию, создавайте органы общественного самоуправления из представителей бастующих и бунтующих коллективов. Когда эти новые клубы самоуправления соберутся в вольную федерацию – их сила станет непобедимой!

Скоро пробьет час, когда каждому придется делать свой выбор, а потому – Да здравствует революция, да будет анархия!"[27].

"Новый свет" неожиданно резко выступил против приватизации (ранее газета в целом положительно отзывалась о приватизации и частной собственности): "Для нас есть только один приемлемый путь приватизации – захватывать предприятия в свои руки, бить и гнать полицию, которая явится их "очищать"!

Да здравствует революция, да будет анархия!"[28].

"Новый свет" выступил с пропагандой вооружения частных лиц – с тем чтобы они могли противостоять армии и правоохранительным органам – и провозгласил: "Лишить народ права на личное оружие – это высшая степень унижения и рабства..."[29]. Газета сделала следующий шаг в деле пропаганды оружия: опубликовала инструкцию по изготовлению "коктейля Молотова" – бутылок с зажигательной смесью (два разных рецепта)[30]. Кроме того, газета указывала, где частным лицам можно раздобыть оружие – в армейских арсеналах: "ДАЕШЬ ПРИВАТИЗАЦИЮ АРМИИ!

ТРЕБУЙТЕ В АРСЕНАЛАХ СВОИ ГРАНАТЫ И АКМы!

Растаскивайте оборонное могущество империи по хатам, хазам и малинам!

Шлите в жопу армейских начальников!

Вооружение народа – дело рук самого народа![31].

Двигаясь в этом направлении, редакция газеты вполне логично пришла к выводу, что вооруженная борьба с властями связана с возможностью ареста, и опубликовала рекомендации, как вести себя при аресте и затем на следствии[32].

Целенаправленная пропаганда насильственного сопротивления властям принесла свои плоды – и летом 1992 г. газета уже с гордостью рассказывала, как попытка милиции пресечь торговлю "Новым светом" в "неположенном месте" была отбита превосходящими силами анархистов, причем милиционеров повалили на землю, загнали в машину, которую чуть не перевернули[33].

Газета продолжала готовить читателей к вооруженной борьбе, в частности, подробно рассказывала, как изготовить динамит в домашних условиях[34], и публиковала отрывки из книги "Спутник партизана" с инструкциями по ведению партизанской войны и диверсионной работы на дорогах[35].

Газета провозглашает: "Ситуация складывается таким образом, что любые самые радикальные формы протеста будут исторически оправданны, следовательно, с нами все, кто готовит кровавую баню самодовольным свиньям.

Своих целей мы будем добиваться путем диверсионно-террористических акций, партизанской войны и вооруженных восстаний.

Наш главный, испепеляющий удар сокрушит мозг и щупальца генерального кукловода общественных процессов, скрывающегося под названиями всевозможных спецслужб, злоебучей правящей номенклатуре и толстомясой мафиозной буржуазии.

Мы также не дадим спокойно спать их цепным псам и подпевалам: суду и прокуратуре, карательным подразделениям МВД, тупым армейским солдафонам, деятелям репрессивной системы образования, изуверам карательной медицины, творцам оболванивающей масс-культуры, продажным подпёздышам из средств массовой информации, чиновникам и коммерсантам от религии...

ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ, А ПОБЕДА – ЭТО ВОЙНА!"[36].

Осенью 1992 г. "Новый свет" продолжает пропаганду "акций прямого действия" – в первую очередь, захватов предприятий и жилья[37]. А. Щербаков расширяет рамки "акций прямого действия" до восстания: "Тебе негде жить? Захвати пустующее жилье, объединившись с такими же. Пустых домов в нашем городе хватит на всех – тех, конечно, кто сумеет организоваться и удержать их...

Тебе нечего есть? Воруй у этого государства – оно наворовало у покорных...

Тебе не хочется в армию? Сожги повести, закоси – мы поможем.

Тебя достала милиция? Порти ей жизнь любым способом – от заявлений в прокуратуру, до пропарывания ментовских шин.

И – наконец – тебе надоела эта власть? ВЫЙДИ НА УЛИЦУ И СКИНЬ ЕЕ К ЧЕРТОВОЙ МАТЕРИ[38].

Одновременно газета продолжает инструктаж читателей по взрывному делу, рассказывая, как изготовить капсюль-детонатор[39].

В последнем, зимнем, номере за 1992 г., "Новый свет" вносит в число "акций прямого действия" отказ от уплаты налогов и призывает "НАЧАТЬ АНТИНАЛОГОВУЮ ВОЙНУ!". "Правительство, депутаты, бюрократия – живут на ворованные средства.

НА СРЕДСТВА, НАГРАБЛЕННЫЕ У ВАС!

Если вы присвоили государственную собственность – власти называют это "кражей". Когда государство обирает вас – это называется налогом.

НАЛОГ – ЭТО КАЗЕННЫЙ ГРАБЕЖ, УЗАКОНЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СВОЛОЧЬЮ!..

ДОЛОЙ НАЛОГИ! СМЕРТЬ ГОСУДАРСТВУ!"[40].

Газета продолжает обучать читателей взрывному делу[41] и украшает первую полосу изобретательным коллажем, на котором Юдифь попирает ногой голову Олоферна, при этом Юдифь украшена символом анархии (буква А в круге), а голова Олоферна при ближайшем рассмотрении оказывается отрубленной головой Б.Н. Ельцина[42]. В дальнейшем заметно резкое падение радикальных настроений – самые "радикальные" материалы "Нового света" были посвящены в основном пропаганде "оккупационных забастовок" и захвату предприятий[43]. Газета опубликовала также материалы о вооруженной борьбе в Мексике (о крестьянском партизанском движении в 1911–1917 гг. и о восстании в штате Чиапас в 1994 г.), но эти материалы носили не столько пропагандистский, сколько аналитический характер[44].

События сентября – октября 1993 г. "Новый свет" расценил как произведенный Б.Н. Ельциным государственный переворот и установление в России диктаторского режима. Газета активно участвовала в пропаганде бойкота декабрьских (1993 г.) выборов. Одновременно газета опубликовала заявление Совета Питерской группы АДА с осуждением изменений, внесенных в военную доктрину России, которые позволяли использовать вооруженные силы в качестве карательно-полицейских частей. В этом заявлении, в частности, говорилось: "Призываем солдат и офицеров не поддаваться на провокации, не идти против народа – а в безвыходных ситуациях уничтожать отдающих преступные приказы"[45].

Газета осудила войну в Чечне, солидаризовалась в конфликте с чеченской стороной и призвала к превращению борьбы против войны в Чечне в анархистскую революцию: "ПУТЬ К ПРЕКРАЩЕНИЮ ВОЙНЫ ВЕДЕТ ЧЕРЕЗ УНИЧТОЖЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО РЕЖИМА...

Рабочие! Лозунг всеобщей политической стачки – ЛИКВИДАЦИЯ РЕЖИМА И ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОЙНЫ!

Солдаты и офицеры! Оружие – в ваших руках! Решайте, против кого оно направлено!

КРЕМЛЕВСКИХ УБИЙЦ – К ОТВЕТУ!"[46].

Газета обратилась к военнослужащим с призывом к неподчинению командирам: "Приказ стрелять в народ исполнению не подлежит!"[47].

Одновременно газета призвала студентов уклоняться от призыва в армию и сопротивляться попыткам набора: "Не являйтесь на призывные пункты! Организуйте митинги и демонстрации протеста! На насилие отвечайте насилием! Не брезгуйте оружием пролетариата! В умелых и сильных руках булыжник может творить чудеса"[48].

Ту же линию (после небольшого перерыва) газета продолжила с конца 1996 г. В последнем номере за 1996 г. “Новый свет” опубликовал заявление “Новой революционной альтернативы”, взявшей на себя ответственность за взрыв в военкомате Северо-Восточного округа г. Москвы[49]. Тогда же газета опубликовала и краткую инструкцию по ведению партизанской войны[50]. “Новый свет” напечатал обращение Совета ПЛА в поддержку партизан Революционного движения им. Тупак Амару, захвативших в Лиме японское посольство. В обращении, в частности, говорилось: “Хотя мы не вполне согласны с целями движения Тупамарос, их мужество, безусловно, заслуживает уважения, а выбор объекта и времени проведения акции не вызывают возражений и представляются совершенно правильными”[51].

Новый свет” продолжил публикацию материалов – инструкций по вооруженной борьбе[52] и восторженно откликнулся на убийство вице-мэра Санкт-Петербурга Михаила Маневича[53].

С конца 1996 г. “Новый свет” начал публикацию (с незначительными сокращениями) классического пособия по “городской герилье” – “Мини-учебника городской партизанской войны” Карлоса Маригеллы, невзирая на тот факт, что Маригелла был не анархистом, а одним из лидеров Бразильской компартии[54].

Впрочем, “Новый свет” неоднократно уклонялся от анархизма в сторону идеологии “новых левых”. Как правило, это были тексты Алексея Щербакова[55]. Дело доходило до панегирических статей о Че Геваре[56] и публикаций песен Егора Летова[57].

Собственно анархистская классика публиковалась в “Новом свете” довольно редко и очень небольшими объемами. Чаще других (3 раза) “Новый свет” публиковал небольшие извлечения из текстов Л.Н. Толстого, что, видимо, отражало общую умеренную линию петроградских анархистов[58]. Из прочих классиков анархистской мысли в газете были по одному разу опубликованы небольшие тексты Бенджамена Таккера, Якова Новомирского и Макса Штирнера[59].

Интересно, что к классикам анархизма, судя по всему, редакция “Нового света” относила и Фридриха Ницше, которого любила публиковать[60].

Собственно авторских программно-теоретических текстов “Новый свет” почти не печатал. На вышедшие к началу осени 1997 г. 40 номеров газеты обнаруживаются лишь 3 таких текста, все они принадлежат перу П. Рауша и не содержат каких-либо теоретических новаций. Первый текст – “Манифест 68 – 89” – является скорее набором тезисов и лозунгов, важных для понимания идеологии ленинградских анархистов рубежа 80-х – 90-х гг. Заявленные тезисы подробно не аргументировались и специально теоретически не обосновывались: “Мы отрицаем конечность мира, потому что единственный мир, который Мы можем представить, – мир бесконечный...

Мы отрицаем объективные законы развития мира...

Мы отрицаем науку...

Мы отрицаем авторитет...

Мы отрицаем насилие...

Мы отрицаем власть, потому что власть одного человека над другим – это насилие, пришедшее к Нам от Зверя и возведенное в систему. Единственно допустимая власть – власть Человека над самим собой. Мы отрицаем Государственную Власть...

Мы отрицаем коммунизм, потому что основная идея коммунизма – всеобщее социальное равенство – между тем, как все люди разные и уравнять их нельзя...

Мы отрицаем социализм, потому что социалистические учения ставят общественный интерес выше личного...

Мы отрицаем революцию, потому что не знаем, что значит это слово...

Мы отрицаем реформы, потому что они проводятся государственной властью – а Государство есть олицетворение насилия, враг Моей Свободы и Свободы общества...

Мы отрицаем диктатуру...

Мы отрицаем асоциальность, потому что Личность вне общества ограничена в своем самовыражении...

Мы отрицаем представительную демократию, потому что это есть власть, аппарат которой стоит над народом...

Мы отрицаем самоценность демократии, потому что любая демократия есть власть большинства над меньшинством...

Мы отрицаем “первичность экономики”... ПЕРВИЧНО – ЛИЧНОЕ СОЗНАНИЕ!

Мы отрицаем классовую борьбу, потому что она раскалывает людей на враждебные группы...

Мы отрицаем шовинизм и квасной патриотизм...

Анархия не есть конечная цель. Анархия – тот путь, то направление, та тенденция, которые ведут к Свободе”[61].

Спустя 3 года в следующем подобном тексте П. Рауш демонстрирует нарастание релятивизма, агностицизма и индивидуализма, опять-таки никак подробно свои тезисы не аргументируя:

Тезис первый – программы нужны, но смотря какие и смотря кому.

Тезис второй – ненужными и вредными являются общие и универсальные программы.

Тезис третий – нужными и полезными являются программы конкретных действий с указанием сроков выполнения.

Тезис четвертый – если вам нужна программа – пишите ее сами! Либо – устраивайте “масонский заговор” с надежными друзьями.

Тезис пятый – не навязывайте своих программ другим (за это можно и кулаком по роже получить, а можно – и пулю в живот).

Тезис шестой – сопротивляйтесь, если кто-то пытается навязать вам чуждую программу. Если навязывают силой – сопротивляйтесь силой.

Тезис седьмой – все сказанное относительно программ касается также законов, обычаев и иных норм межличностного общения”[62].

Более аргументированным оказывается следующий текст П. Рауша, опубликованный еще через 3 года. На этот раз П. Рауш – в русле классической для леводемократической мысли XIX – начала XX в. оппозиции “суверенитет народа – суверенитет государства” – выдвигает положение о существовании двух равных общественно-политических субъектов, антагоничных друг другу: “Государства” (“Режима”, “Власти”) и “Народа”. Каждый из этих субъектов креатируется собственной “волей к власти”, создает собственное “право” – на разных, антагоничных друг другу, основаниях и обречен на вытеснение из “властного поля” своего противника (то есть компромисс между ними невозможен): “... может ли народ быть носителем единой воли? При постановке этого вопроса в связи со взаимоотношениями народа и государства появляется вероятность утвердительного ответа. К существующему режиму большинство относится так, как он того заслуживает. Вопрос только в том, когда единство воли превратится в единство действия. Никакое оружие и никакие деньги не в состоянии сохранить государственную власть, если против нее поднимется народ. Даже – если в борьбе примет участие один из десяти. В толпу из миллиона человек армия стрелять не станет. Разговоры о том, что время революций прошло, ведутся с того момента, как это время настало ...

Участие в выборах мешает реальной борьбе, создавая ее иллюзию...

... по отношению к режиму революция несет на себе отпечаток “власти народа”, диктуя государственной сволочи ответный приговор большинства...

Анархия не отрицает права – точно так же как не отрицает организации. Право Анархии – это право на революцию. Право Анархии – это право добровольного договора на равных, право ответственности каждого за свои слова и действия”[63].

Отличительной чертой “Нового света” является также обилие литературных произведений. Зачастую это были тексты, нарочито составленные так, чтобы нельзя было понять, что они собой представляют: художественный вымысел или описание действительных “боевых подвигов” анархистов – и это даже иногда дезориентировало представителей официальных СМИ (например, журнала “Столица” и газеты “Московская правда”), которые ссылались в своих публикациях на литературные произведения, опубликованные в “Новом свете”, как на описания реальных экстремистских (бандитских) действий современных российских анархистов. Подавляющее большинство литературных произведений, опубликованных в “Новом свете”, носило вторичный и дилетантский характер. На общем фоне выделялись написанная на “суржике” (смеси русского с украинским) пародийная пьеса “Гамлэт як феномэн датського кацапизму”[64] и антиутопия Юрия Нерсесова и Елены Прудниковой “Интервенция”[65]. Самым ярким литературным произведением, напечатанным в “Новом свете”, была, видимо, пародия Изи Кацмана на известную песню Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова “Надежда”:

"Светит нам Чернобыля звезда
Мы давно оторваны от дома
Мертвые пустые города...
Тяжкие последствия погрома

Льют на нас кислотные дожди
Догнивают брошенные хаты
Рация два месяца молчит
Говорят лишь наши автоматы

Мне "шмайсер" единственный друг
Надежда, опора и сила
Мерзавцев так много вокруг
Патронов бы только хватило...

Марш-бросок по выжженным пескам
До войны здесь вроде чукчи жили
А теперь мерзавцы тут и там
Мы вчера поселок им спалили

Надо лишь наверняка стрелять
Чтобы никогда не промахнуться
Надо только выучиться ждать
Верить: дни счастливые вернутся

Зовет командир меня в путь
И верю я в нашу победу
В Америку что ли рвануть
А может ее уже нету.

Мухоморы кончились вчера
И воды совсем осталось мало
Пленного поджарили с утра
Дотянуть бы только до Урала.

Тяжело нести гранатомет
И моя подружка притомилась
А ее вторая голова
На шестую руку опустилась.

Должны мы дойти до конца
Не вечно же гнить на помойке
Всадить бы грамм девять свинца
В того, кто начал перестройку"
[66].

Газета "Новый свет" оказала заметное воздействие на формирование взглядов анархистского сообщества России в 1990–1992 гг., особенно на левые молодежные и контркультурные слои Санкт-Петербурга. Газета опытным путем в этот период установила возможные границы "радикализма слева" в печати. Фактически под воздействием "Нового света" образца 1990–1992 гг. сформировались взгляды петроградских леворадикалов "последнего призыва" – “новых левых”: членов Революционного студенческого комитета им. М. Кузнецова, Всесоюзной коммунистической рабочей партии (марксистско-ленинской), группы "Анархистский шабаш", Всесоюзной Молодой Гвардии (большевиков), Революционного молодежного движения "Смерть буржуям!", петроградского отделения радикального профсоюза "Студенческая защита" и др.

В настоящее время газета пользуется ограниченным влиянием и популярностью даже в леворадикальных кругах Санкт-Петербурга.

Помимо издания газеты “Новый свет”, деятельность ПЛА в настоящее время сводится к еженедельным заседаниям, проведению еженедельных агитационных пикетов на Невском проспекте (у станции метро “Гостиный двор”) и в спорадическом выпуске листовок.


Май 1995 – 8 февраля 1998


1 См.: Программа АССА. – Община, № 29. С. 36-40.

2 Декларация ИК Черной Гвардии. – Новый свет (Пг.), 1990, № 4.

3 Движение МАКИ (Маргинально-анархические контр-инициативы). Контрграмма. – Новый свет (Пг.), 1991, № 6.

4 Черные против серо-голубых. – Новый свет (Пг.), 1992, № 3.

5 Открытое предупреждение. – Новый свет (Пг.), 1992, № 5.

6 Питерские анархисты объединяются. – A-S Info, № 6 (зима-весна 1993/1994); Новый свет (Пг.), 1994, № 1.

7 Открытое заявление I конференции Питерской лиги анархистов. – Новый свет (Пг.), 1994, № 1.

8 Питерская лига анархистов. Документы. Пг., 1994. С. 2-4.

9 Там же. С. 4-5.

10 21-го сентября – Всеобщая политическая стачка против существующего режима. Листовка Открытого Совета Питерской лиги анархистов от 22.07.1994.

11 Питерская лига анархистов. Документы. С. 6-7.

12 См.: Новый свет (Пг.), 1993, № 4.

13 Декларация ИК Черной Гвардии. – Новый свет (Пг.), 1990, № 6; Положение о Черной Гвардии. – Там же.

14 Анархия против демократии. – Новый свет (Пг.), 1990, № 7.

15 Сторож Дм. У пивной. – Там же.

16 Заводы – рабочим! Листовка к трудящимся завода шампанских вин и иных государственных предприятий. – Новый свет (Пг.), 1991, № 1.

17 Сторож Дм., Щербаков Ал. Главари. – Там же.

18 Черный террор персонального кризиса. – Там же.

19 Щербаков А. Без эмоций. – Там же.

20 Александрович П. Даешь анархический бандитизм! – Там же.

21 Новый свет (Пг.), 1991, № 2.

22 Александрович П. Романс о финансе. – Новый свет (Пг.), 1991, № 4.

23 Щербаков А. Письмо братишкам. – Там же.

24 Гош А. Дзержинский – дедушка Гагарина?.. – Там же.

25 Постановление фракции анархо-бандитов. – Там же.

26 Александрович П. Дело Родионова и Кузнецова. – Новый свет (Пг.), 1991, № 8; О деле Родионова и Кузнецова. – Новый свет (Пг.), 1991, № 9; Открытое обращение съезда АДА по делу Родионова – Кузнецова. – Там же; Хроника анархического движения. – Новый свет (Пг.), 1992, № 1; Дело Родионова и Кузнецова. Хроника акций сопротивления. – Новый свет (Пг.), 1992, № 2; Акции международной солидарности. – Там же.

27 Бунт. – Новый свет (Пг.), 1991, № 8.

28 Приватизация. – Там же.

29 Оружие. Фрагмент одного исследования. – Там же.

30 Жить стало веселее... – Там же.

31 Армия – человеческий fuckтор. – Новый свет (Пг.), 1991, № 9.

32 Рекомендации по поведению при задержании и аресте. – Новый свет (Пг.), 1992, № 2; Как вести себя на допросе. – Там же.

33 Черные против серо-голубых. – Новый свет (Пг.), 1992, № 3.

34 Как приготовить гур-динамит. – Там же.

35 Вам, лесные братья! Партизанскими тропами. – Там же.

36 Перманентная война с обществом – залог свободы личности! – Там же.

37 Что такое явочный порядок осуществления своих прав. – Новый свет (Пг.), 1992, № 4.

38 Щербаков А. Чего ждем, ребята!? – Там же.

39 Снаряжение капсюлей с гремучей ртутью пополам с селитрою. – Там же.

40 Государственная власть – это грабеж! – Новый свет (Пг.), 1992, № 5.

41 Аммонал и аммонит. Весьма полезные советы начинающим партизанам. – Там же.

42 Новый свет (Пг.), 1992, № 5.

43 Дембицкий А.С. О захвате предприятий. – Новый свет (Пг.), 1993, № 6; Прюньо П. Забастовка на заводе "Лип": отказ от власти меньшинства и преодоление отчуждения. – Там же.

44 Барашков И.И. Крестьянская война в Мексике. – Новый свет (Пг.), 1993, № 6; Просто революция. – Новый свет (Пг.), 1994, № 1.

45 Открытое заявление. – Новый свет (Пг.), 1993, № 6.

46 Нет – кровавой бойне на Кавказе! – Новый свет (СПб.), 1995, № 1.

47 К служащим силовых структур. – Там же.

48 Новый свет (СПб.), 1995, № 1.

49 Подробности взрыва. – Новый свет (СПб.), 1996, № 3.

50 Анархист Антошка. Война без фронта. Опыт партизанской борьбы. – Там же.

51 Открытое обращение в связи с событиями в Перу. – Новый свет (СПб.), 1997, № 1.

52 Способы и средства производства взрывов. – Новый свет (СПб.), 1997, № 2.

53 Пристрелили вице-губернатора. – Там же.

54 Маригелла К. Инструкция к городской герилье. – Новый свет (СПб.), 1996, № 3; 1997, №№ 1-3.

55 См., например: Щербаков А. Амальгама. – Новый свет (Пг.), 1990, № 5.

56 А.С. Памяти Че. – Новый свет (Пг.), 1992, № 4.

57 Летов Е. Новый 37-й. – Новый свет (Пг.), 1993, № 3.

58 Толстой Л.Н. Христианство и анархия. – Новый свет (Пг.), 1990, № 7; Толстой Л. Рабство нашего времени. – Новый свет (Пг.), 1991, № 1; Лев Толстой против Попова – Собчака. – Новый свет (Пг.), 1991, № 8.

59 Таккер Б. Анархизм – краткая философия. – Новый свет (Пг.), 1990, № 1; Новомирский Я. О большевизме. – Новый свет (Пг.), 1990, № 5; Штирнер М. Любителям частной собственности. – Новый свет (Пг.), 1992, № 2.

60 Ницше Ф. О новом кумире. – Новый свет (Пг.), 1990, № 6; его же. Государственный социализм и смерть государства. – Новый свет (Пг.), 1992, № 3.

61 Александрович П. Манифест 68 – 89. 17 тезисов анархической реформации. – Новый свет (Пг.), 1989, № 1.

62 Его же. Борьба против. – Новый свет (Пг.), 1992, № 5.

63 Рауш П. “Власть народа” и право Анархии. – Новый свет (СПб.), 1995, № 3.

64 Кайнер М. Гамлэт як феномэн датського кацапизму. – Новый свет (Пг.), 1993, № 2; впрочем, спустя 4 номера редакция “Нового света” принесла извинения за ошибку и сообщила, что автором текста был не М. Кайнер, а “г-н Поддеревянский”. – Новый свет (Пг.), 1993, № 6.

65 Нерсесов Ю., Прудникова Е. Интервенция. – Новый свет (Пг.), 1992, №№ 4-5; 1993, № 1.

66 Кацман И. Песня победителей. – Новый свет (Пг.), 1991, № 4. Авторская пунктуация сохраняется.