ЛЕВЫЕ В РОССИИ: ОТ УМЕРЕННЫХ ДО ЭКСТРЕМИСТОВ

В содержание

Федерация анархистов Кубани

Федерация анархистов Кубани была образована 11 февраля 1995 г. первоначально как Федерация анархистов Краснодара (ФАК).

Предшественником ФАК был Союз радикальной анархистской молодежи (СРАМ), возникший летом 1990 г. в Краснодаре как радикальная реакция на деятельность местной группы Конфедерации анархо-синдикалистов (КАС). Объединившейся в СРАМ анархистской молодежи линия КАС представлялась недостаточно революционной и излишне бюрократизированной. Группа КАС действовала на Кубани с конца 1989 г. до середины 1991 г. и возглавлялась Александром Серебряковым и Владимиром Луценко, после августа 1991 г. деятельность кубанской группы КАС сошла на нет.

Зато быстро рос и набирал активность СРАМ, признанным лидером которого стал Дмитрий Рябинин. Осенью 1991 г. возникло отделение СРАМ в г. Шахты Ростовской области. Позже СРАМ распространил свою деятельность на другие города Ростовской области, включая собственно Ростов-на-Дону. СРАМ провел на Кубани и в Ростовской области несколько крупных листовочных кампаний, участвовал в демонстрациях 1 Мая и 7 Ноября – обычно как альтернатива коммунистам (7 ноября 1990 г. СРАМ участвовал в Краснодаре в антикоммунистической демонстрации совместно с местными буржуазно-демократическими организациями). СРАМ регулярно проводил антимилитаристские демонстрации и пикеты и несколько раз расписывал антивоенными лозунгами здания военкоматов.

СРАМ умело организовал кампанию саморекламы в местной прессе, участвовал в кампании за освобождение членов Анархо-радикального объединения молодежи (АРОМ) А. Родионова и А. Кузнецова, под эгидой СРАМ действовала молодежная коммуна. В период своего расцвета (конец 1991 г. – лето 1992 г.) СРАМ на Кубани насчитывал до 35–40 человек.

СРАМ как отдельная организация принимал участие в IV съезде Ассоциации движений анархистов (АДА) (20–30 марта 1992 г. в Саратове), 1-м Конгрессе анархистов Восточной Европы (Калининградская обл., 1992 г.), в лагере протеста радикальных экологистов против Сосновоборской АЭС в Ленинградской области (лето 1992 г.).

В идеологическом отношении СРАМ ориентировался на теоретические построения М.А. Бакунина, идеи неоанархизма “68-го года” (в духе раннего Д. Кон-Бендита), самоуправленческий социализм, отказ от урбанистической индустриальной цивилизации и ненасилие (хиппизм).

Однако в течение второй половины 1992 – первой половины 1993 г. деятельность СРАМ в результате правильно поставленной кампании давления на активистов была полностью парализована (активистов СРАМ исключали из учебных заведений, выгоняли с работы, забирали в армию, вели “разъяснительную работу” с родителями и т.п., лидера СРАМ Д. Рябинина и лидера Шахтинской группы СРАМ Александра Любомищенко зимой 1991/1992 отчислили из Шахтинского технологического института бытового обслуживания (ШТИБО) – формально “за неуспеваемость”). Шахтинское отделение СРАМ прекратило свое существование летом 1993 г., активность Краснодарского отделения СРАМ упала до минимума в течение 1993–1994 гг., единственной серьезной акцией была театрализованная манифестация “Спокойно, товарищ. Это – революция!”, проведенная СРАМ совместно с контркультурной артистической молодежью 1 Мая 1994 г.

С начала 1995 г. Д. Рябинин от лица СРАМ вел переговоры с представителями краснодарских панков и местной рок-богемой о воссоздании анархистского движения на Кубани. Эти переговоры завершились учреждением ФАК 11 февраля 1995 г. Основателями ФАК считаются Дмитрий Рябинин, Татьяна Жарская и Юлия Бочарова (к началу 1997 г. Ю. Бочарова от активной анархистской деятельности отошла).

К началу 1997 г. краснодарская секция ФАК объединяла до 55 человек, в том числе около 25 активно и постоянно работающих. В социальном отношении это (по мере убывания удельного веса) студенты, безработные, молодые рабочие, панки, хиппи, школьники. Центральная секция ФАК проводила 1 мая и 7 ноября в 1995 г. и в 1996 г. самостоятельные демонстрации под черным флагом (с участием от 20 до 40 человек). В течение 1995–1996 гг. ФАК неоднократно проводила в Краснодаре уличные акции против войны в Чечне, против экономической политики правительства, против фашизма. Неоднократно акции перерастали в стычки с фашиствующей молодежью (скинхедами) и местными шовинистически настроенные казаками.

В 1995 г. ФАК участвовала в кампании протестов против создания газового терминала на Тамани, одна из акций в ходе этой кампании была связана с устройством палаточного городка перед зданием краевой администрации.

В начале 1996 г. была создана автономная секция ФАК “Жнецы”, объединяющая членов ФАК в городах Армавире и Новокубанске. Лидером “Жнецов” считается Александр Чуцков, известный в прошлом как издатель рок-самиздатского журнала “На абордаж!”. Секция “Жнецы” насчитывает до 10 постоянно действующих активистов и обладает определенным влиянием в местных молодежных (в первую очередь в музыкальных и художественных) кругах. В секцию входят в основном рок-музыканты, панки и хиппи. Помимо участия в общих акциях ФАК секция “Жнецы” проводит самостоятельно регулярные листовочные кампании и является традиционно устроителем рок-концертов и других музыкальных акций (в основном тяжелого, “экстремального” рока).

Майкопская секция ФАК (действует в городе Майкоп и поселке Сахрай) в основном занимается анархо-экологической деятельностью. Лидером секции считается Андрей Рудомаха. Секция работает в тесном контакте с Социально-экологическим союзом (СоЭС) Адыгеи и в эпизодическом контакте с “Хранителями Радуги”. В секции – от 5 до 8 активистов.

В мае 1996 г. в ФАК на правах автономной секции вступила группа панков из поселка Афинский (до 5 человек). Секции ФАК существует также в Сочи (секция ориентирована в основном на контркультурную деятельность, готовит к изданию журнал “Юляулюль”) и в поселке Мемзай (секция ориентирована на альтернативный образ жизни, коллективное хозяйство, природоохранную и просветительскую деятельность). Индивидуальные члены ФАК работают также в городах Геленджик и Анапа.

Внутри ФАК действует на правах самостоятельной структуры феминистская группа. Лидер группы – Алена Асеева. Группа работает в контакте с петербургским Центром гендерных исследований, пытается разработать принципы анархо-феминизма, пригодные для условий СНГ. Ближайшей своей целью группа ставит “феминизацию анархистского движения на территории СНГ”.

Формально руководящих органов у ФАК нет. Наиболее важные вопросы решаются съездом. К весне 1997 г. состоялся лишь один съезд ФАК (24–25 мая 1996 г. в Краснодаре). I съезд ФАК определил основные направления идеологии ФАК, решил вопросы координации деятельности местных секций, вопрос о поддержке местными группами газеты “Автоном”. На съезде было решено, что местные секции будут приниматься в ФАК решением съезда, индивидуальные члены присоединяются самостоятельно, в заявительном порядке. Характер членства (фиксированное, нефиксированное, правила приема и выбытия) решается местными группами самостоятельно, символика выбирается местными группами самостоятельно, взносы – добровольные.

Официальных лидеров у ФАК нет. Признанными лидерами (со стихийным разделением функций) являются Дмитрий Рябинин (“тов. Кабанос”) (Краснодар) – ответственный за организационные вопросы и идеологию, Александр Чуцков (Новокубанск) – ответственный за организационные вопросы и эстетику; Алена Асеева (“тов. Баррикада”) (Анапа) – ответственная за межрегиональные связи; Татьяна Жарская (“тов. Танчик”) (Краснодар) – ответственная за совмещение контркультурной и феминистской работы.

На I съезде ФАК был принят краткий программный документ “Идейные принципы и направления деятельности ФАК”:

“ – полный антиавторитаризм (за безгосударственное самоуправление народа);

– антикапитализм (против потребительской культуры и эксплуатации человека человеком);

– антимилитаризм (против постоянной государственной армии, за всеобщее вооружение народа);

– антифашизм, антинационализм (мы – интернационалисты, все люди – сестры);

– альтернативная культура (контркультура, образ жизни, рок-движение, искусство);

– феминизм (за женское освобождение, против Патриархата);

– экологизм (поддержка радикальных экологов в их борьбе, участие в акциях) [677] .

ФАК расширяет принцип “антиавторитаризма” до “антииерархичности”, отсутствия руководства и формального лидерства. Принцип “антикапитализма” члены ФАК истолковывают как ориентацию на “либертарный социализм (коммунизм)” и “самоуправление”. В понятие “альтернативной культуры” они включают также “коммуны” и “авангардное искусство”. “Экологизм” расширен до принятия концепции “экосоциализма” и “экоанархизма”.

В плане идеологии ФАК испытывает сильное влияние анархо-панка, автономистского движения, французских “новых левых” 60-х гг. и ситуационистов. Персонально из теоретиков на идеологию ФАК максимальное влияние оказали М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Г. Маркузе, Э. Че Гевара, Джон Раунтри и Джерри Рубин.

С точки зрения ФАК, не менее важной, чем разработка собственной идеологии, является разработка собственной эстетики. Эстетические поиски ФАК нашли отражение в издаваемой печатной продукции (листовках, плакатах, газете и т.п.), проводимых уличных и культурных акциях. Эстетика ФАК испытала сильное влияние футуризма и сюрреализма и нацелена на “поэтизацию Протеста”, метафоричность, “революционаризм” и утверждение “воли к утопии”.

25–26 октября 1996 г. ФАК участвовала в Москве в создании “Левого Антифашистского Сопротивления” (ЛАС) – отделения движения “Молодежь против расизма в Европе” (YRE) – и вошла в ЛАС в качестве кубанского филиала.

Представители ФАК участвовали в VIII съезде АДА в декабре 1995 г. в Санкт-Петербурге, часть членов ФАК одновременно входит в Инициативу революционных анархистов (ИРЕАН) – включая одного из лидеров ФАК А. Асееву (“тов. Баррикаду”).

С 1996 г. ФАК эпизодически сотрудничает с движением “Трудовая Кубань” и местными комсомольцами. В частности, ФАК участвовала в организованном “Трудовой Кубанью” 8 марта 1996 г. в Краснодаре “марше пустых кастрюль” и совместно с комсомольцами выпустил три номера “Вестника левой молодежи” (приложение к газете “Советская Кубань”).

В 1995 г. ФАК создала в Краснодаре Молодежный Антимилитаристский Комитет (МАК), активно сотрудничающий с местным Комитетом солдатских матерей.

В ходе предвыборной кампании 1996 г. ФАК вела активную работу по срыву президентских выборов на Кубани и бойкотистскую пропаганду. В частности, 6 июня 1996 г. в Новокубанске активисты ФАК сорвали мероприятие в поддержку Б.Н. Ельцина, проводившееся краснодарскими диск-жокеями [678] .

8 июня ФАК дезорганизовала развлекательное мероприятие “Твой голос – твоя сила!”, проводившееся в Краснодаре избирательным штабом Ельцина, а в день выборов ФАК провела “акцию прямого действия” против Клуба молодых избирателей и краснодарского молодежного клуба “Южная волна”, созданного движением “Наш дом – Россия!” [679] .

С осени 1995 г. активисты ФАК оказались втянуты в систематические уличные столкновения с местными нацистами – преимущественно скинхедами и членами Русского национального единства (РНЕ). Крупнейшие инциденты имели место 14 ноября 1995 г. около Дома книги в Краснодаре (в столкновении на стороне ФАК участвовали также панки из г. Волгодонска Ростовской области) [680] ; 24 марта 1996 г., когда скинхеды пытались сорвать организованный ФАК рок-концерт в Джем-клубе Краснодара [681] , и 7 ноября 1996 г., когда объединенные силы баркашовцев и скинхедов, раздраженные расклеенными ФАК в Краснодаре антифашистскими листовками, напали на колонну ФАК сразу после митинга, посвященного годовщине Октябрьской революции. В отличие от других случаев численный перевес 7 ноября был на стороне ультраправых и от тяжелых травм членов ФАК спасло лишь вмешательство милиции. Фашисты порвали плакаты ФАК и черный флаг анархии [682] .

Под идейным воздействием ФАК находятся местные рок-группы “Боги”, “Зверство”, “Bête noire”, “Under Water”, “Mental Depression” и “Глаз”. Ряд активистов ФАК также выступает в качестве рок-музыкантов (включая одного из лидеров Т. Жарскую (“тов. Танчик”), выпустившую в 1996 г. альбом “20 лет под кроватью”).

С апреля 1995 г. ФАК выпускает газету “Автоном” (к лету 1997 г. вышло 7 номеров); секция “Жнецы” выпускает информационный бюллетень “Борьба продолжается!”. Тиражи – от 250 до 500 экземпляров.

Не чуждый практическим советам, “Автоном” дает рекомендации читателям, например, как вести себя при аресте и что должны делать товарищи арестованных, чтобы оказать давление на власти [683] , или как изготовить “коктейль Молотова” [684] .

Об идеологической позиции “Автонома” можно судить из следующих теоретических текстов: “Власть рождает паразитирующий класс, который строит свое благополучие с помощью многочисленных карательных и бюрократических институтов за счет труда народа. Государство – своеобразный насос, перекачивающий средства из рук производителей в карманы привилегированного меньшинства, оно же и орудие, цементирующее такое положение вещей.

Только освобождение трудящихся от репрессивной государственной системы, от власти паразитирующей элиты даст им шанс. Шанс самоорганизации на основе свободы личности, системы общественного самоуправления и взаимопомощи... Необходимо самим, без санкции сверху, устраивать свою жизнь так, как угодно нам, не принимая во внимание интересов силовых, бюрократических и финансовых структур государства. А в случае их противодействия организовывать самооборону, акции протеста и гражданского неповиновения. Свободу не дают, а берут” [685] .

“Террористы – те, кто строит тюрьмы, а не те, кто их взрывает. Террористы – те, кто бомбит городские кварталы и села, отдает преступные приказы, развязывает войны и загоняет молодых парней на бойню. Экстремисты не те, кто устраивает акции протеста, а те, кто, пользуясь нашим страхом перед аппаратом подавления, избивает демонстрантов, легализует массовые убийства, и сгоняет население в фильтрационные лагеря. Государственный террор – основной источник насилия и террора” [686] .

Капитализм – есть удушение любых не прагматических ценностей.

Буржуйский порядок жизни не оставляет ныне человеку свободного пространства для духовных поисков. Симуляция, подделка, неподлинность – вот чему должны поставить памятник те, кто осуществляет Господство сегодня. Все то, что нам дали “сверху”, все то, что разрешила власть, уже в силу этого факта является обыкновенной пародией, видимостью, мифом, цель которых упрочить господство тех, кто разрешает и дает, и рабство тех, кто с благодарностью принимает дары...

Буржуазный мир – это ложь на фундаменте из огромного зыбучего страха потерять комфортабельный сортир.

Поэзия есть революция, ибо она раскалывает цепи, приковывающие личность к твердыне условности.

Капитализм нищ во всех аспектах человеческого существования. Убив самое главное – искренность и свободу человеческих отношений, он исчерпал себя, выработал свой пар. Ясно, что мы и мир, окружающий нас, должны быть изменены. Ужас буржуазности и Капитализма преодолим только еще большим “ужасом” радикальных общественных перемен” [687] .

В содержание


[677] Автоном (Краснодар), № 5. В “Бюллетене АН-ПРЕСС” тот же документ приведен с некоторыми отличиями: вместо “полный антиавторитаризм” написано “антигосударственность”; вместе “все люди – сестры” написано “все люди – братья”; в направление “альтернативная культура” вписаны “сквоты”; “образ жизни” уточнен как “неординарный образ жизни”; направление “экологизм” отсутствует. – Бюллетень АН-ПРЕСС (СПб.), № 56.


[678] Борьба продолжается! (Армавир). 1996, № 1.


[679] Ф.А.К. – выборам. – Автоном (Краснодар), № 5; Бюллетень АН-ПРЕСС (СПб.), № 56.


[680] Будни анархии. – Автоном (Краснодар), № 3.


[681] Автоном (Краснодар), № 4.


[682] См.: За одного битого – двух небитых дают? Проверим! – Наперекор, № 5.


[683] Как вести себя при аресте и задержании. – Автоном (Краснодар), №№ 2, 3.


[684] Никакой власти никому! – Автоном (Краснодар), № 2.


[685] т. Кабанос. Мать порядка. – Автоном (Краснодар), № 2.


[686] Остановить государственный террор! – Автоном (Краснодар), № 5.


[687] тов. Кабанос. Действительность – ненавистный садист, или Почему капитализм – дерьмо. – Автоном (Краснодар), № 5.