Валерия Ахметьева, Александр Тарасов
Производители компьютеров все изощреннее охотятся за кошельками пользователей
Производство компьютеров превратилось в мире в одну из наиболее перспективных, прибыльных и быстро развивающихся отраслей промышленности, в которой заняты сотни миллионов работников. Но все последние годы над этой отраслью промышленности сгущаются тучи: рынок потребителей hardware (“железа”, то есть самих компьютеров и прочих электронных устройств) близок к насыщению, а устойчивый спрос наблюдается только на рынке software (программных продуктов). Это естественно, поскольку никто не покупает себе три плаща вместо одного, если нуждается в плаще, пять машин, если нуждается в одной, если нуждается в машине, – и точно также никто не покупает себе пять компьютеров, если может обойтись одним. В то же время, обладая одним компьютером, вы можете нуждаться в неограниченном количестве программных продуктов, так же как, обладая одним магнитофоном, вы нуждаетесь во все большем и большем количестве кассет.
Разумеется, такое положение пугает производителей hardware. Научные центры крупнейших корпораций изощряются во все более хитрых и хитрых разработках, которые должны заставлять потребителей выкладывать денежки и покупать всё новые и новые приспособления. Главное здесь – убедить покупателя, что эти приспособления ему нужны.
Одна из таких разработок – карманный компьютер.
Карманный компьютер – это вовсе не электронная записная книжка, которую многие знают, хотя внешне он на нее похож. Это почти полноценный персональный компьютер, имеющий сенсорный графический экран, возможность рукописного ввода данных и возможность обмена данными с настольным компьютером или лэптопом (некоторые модели являются не почти, а самыми натуральными полноценными персональными компьютерами, например Cassiopeia E-100 снабжена аудио- и видеоплеерами). Понятно, какими преимуществами обладает карманный компьютер: средние размеры 13х8х2 см и небольшой вес (обычно меньше 200 г) позволяют пользователю постоянно носить его с собой. Но, с другой стороны, далеко не всем далеко не всем нужно таскать с собой везде и всюду компьютер, тем более, что это вещь не дешевая.
Основной производитель карманных компьютеров – концерн 3Com – считает, что карманный компьютер является конкурентом всех остальных персональных компьютеров и со временем вытеснит их с рынка. Но далеко не все в этом уверены. Те фирмы, кто не пытается разработать собственную модель карманного компьютера (или утверждает, что не пытается), говорят о недостатков малых экранов, о том, как от них устают глаза, о том, что карманный компьютер ликвидирует само понятие “рабочее место” (это такой намек работодателю: дайте работнику карманный компьютер – и вы не будете знать, работает он или бездельничает), о том, наконец, что рукописный ввод данных чреват большим количеством ошибок. Разработчики персональных компьютеров отвечают на критику конкурентов постоянным улучшением качества экранов и присоединением клавиатуры (причем разные компании пошли сразу по двум путям: в одних моделях, например, в той же Cassiopeia E-100, производимой Cassio Inc., клавиатура при желании выводится на экран, в других моделях, например, в Psion 5mx, производимом Psion comp., имеется встроенная клавиатура).
Цены на карманные компьютеры колеблются от 300 долларов (299 долларов стоит Palm III) до 750 долларов (Psion 5mx стоит 720), что, с точки зрения, например, среднего американца, совсем не мало, но вполне позволительно, поскольку никто же не покупает по компьютеру раз в месяц.
Как бы то ни было, но карманные компьютеры потихоньку входят в жизнь. Концерн 3Com вышел на рынок с первой моделью карманного компьютера Palm в 1994 году и уже в 1996 году продал свыше 1 миллиона штук. А уже в 1998 году 3Com за год продал 4,5 миллиона карманных компьютеров Palm Pilot, Palm Pilot Personal, Palm Pilot Professional и Palm III.
Другие производители пошли по обратному пути: они решили предложить потребителям не мини-компьютер, а суперкомпьютер.
Такие известнейшие компьютерные гиганты, как IBM, Compaq, NEC, Stratus и SGI, создали совместную фирму Patmos International. Patmos International производит суперкомпьютер Perpetua.
Perpetua предназначена для управления домом. Компьютер следит и управляет системами безопасности, электронными приборами в доме, следит за напряжением в сети и может много что еще, например, показывать домашнее кино. Размещается такая машина в подвале или в гараже и стоит 99 тысяч долларов. Производитель суперкомпьютера – Patmos International – рекламируя свое детище, особо напирает на то, что Perpetua имеет раздельные жесткие диски для программ и хранения данных, что позволяет машине выполнять свои функции даже при программных сбоях, что суперкомпьютер оснащен двумя независимыми источниками бесперебойного питания и автономным генератором, и что он не боится крупных землетрясений, пожароустойчив и водонепроницаем.
Первый суперкомпьютер Perpetua Patmos продал в январе 1999 года отделению фирмы Honeywell. И далее покупателями Perpetua были в основном подразделения разных компаний.
Понимая, что модель за 99 тысяч долларов, мягко говоря, не каждому по карману, Patmos ищет пути к удешевлению суперкомпьютера. Одним из таких путей было создание модели не на 11 процессорах, а на 5, и эта модель уже стоит около 19 тысяч долларов. Тем, кто имеет загородный дом-поместье, оснащенный системами безопасности и отчасти автоматизированный, такая цена уже не кажется слишком высокой.
Почитателям научной фантастики эта картинка представляется давно знакомой и удивления не вызывает. Скорее, они могут задаться вопросом: а что будет, если суперкомпьютер “взбунтуется”?
А вот еще один сюжет для любителей фантастики. Компания DigiScents собирается выбросить на рынок в апреле 2000 года приставку к компьютеру под названием iSmell. iSmell – это прибор для синтеза запахов. Путем перекомбинации первичных 200 субстанций iSmell способен синтезировать миллиарды различных запахов, начиная от запаха сирени и кончая запахом машинного масла. Разработчики iSmell Декстер Смит и Джоэль Беллерсон утверждают, что уже сейчас их детище способно синтезировать 2128 запахов, что составляет приблизительно половину всех запахов, которые способен обонять человек.
Подобно принтеру или сканеру, iSmell ставится рядом с компьютером (монитором) и подключается к системному блоку через один из портов. Наподобие принтера или копировального аппарата, iSmell вооружен картриджем, который и содержит те самые первичные 200 субстанций. Когда содержимое картриджа иссякает, он заменяется новым.
Компания DigiScents утверждает, что у нее нет конкурентов, хотя известно, что в Иллинойском технологическом институте ведутся работы по созданию особого компакт-диска, содержащего запахи. Подобно аудиовидеозаписи на компакт-диске, запахи так же должны будут считываться лазерным лучом.
Описанная модель iSmell предназначена именно для домашнего пользования. Это настольный синтезатор, который будет стоить около 200 долларов (без учета стоимости расходных материалов). Расходные материалы (картриджи), как полагают, будут продаваться в обычных канцелярских магазинах, подобно стержням для шариковых ручек и пузырькам с чернилами. Но DigiScents собирается выпускать и модели для офисов, которые ароматизировали бы большие помещения или целые этажи в помещениях, а также модели для кинотеатров (так называемые iSmell Hi-Fi).
Помимо вполне понятного назначения по ароматизации помещений, iSmell, как нетрудно догадаться, должен выступать в качестве запаховой приставки при воспроизведении фильмов, клипов, аудиозаписей и, если хотите, фотографий. Например, поздравительную открытку с изображением цветущей черемухи, присланную вам по Интернету, теперь можно будет не только увидеть, но и обонять. Впрочем, это, видимо, открывает и новые горизонты для хакеров. Так что теперь, если у вас есть недоброжелатели, вы можете получить поздравительную открытку с изображением букета роз и, активировав iSmell, с ужасом обнаружить, что она пахнет гниющими устрицами.
Компания DigiScents ведет переговоры с производителями компьютерных игр. Это наводит на мысль, что первыми запахами, которые подарит нам персональный компьютер, будут запахи пороха и горелого человеческого мяса. К сожалению.