Флексы
существующая только в России и только в Москве
школа свободной орнаменталистической импровизации
Внимательный читатель, очевидно, успел задержать взгляд на графике. Она зародилась двадцать лет назад и носит название - флекс. Люди, занимающиеся флексом, представляют собой относительно немногочисленную группу с постоянно обновляющимся составом. Несмотря на имевшие место попытки популяризации, флекс - искусство весьма и весьма камерное. Все оно целиком умещается в несколько десятков толстых рукописных сборников, куда вклеиваются все рисунки - "флексы", выполняемые непременно шариковой ручкой и на обычной бумаге. В целом довольно аморфное, в какие-то периоды своего существования флекс-движение могло принимать формы то эзотерической школы, то духовного ордена с глобальными претензиями, то раздираемого противоречиями творческого объединения, то группы малознакомых и малообщающихся друг с другом людей. Выросшее на русско- авангардистской почве, испытавшее классическое для духовных поисков последних десятилетий влияние индийской и отчасти китайской философии, обращаясь к построениям Кастанеды и изысканиям "Тель Кель", движение флексистов породило собственную самобытную идеологию. В ней, на наш взгляд, соединились как модернистские и постмодернистские предрассудки, так и предрассудки, содержащие в себе преодоление постмодернистского отношения к действительности. Одна из трактовок этой идеологии представлена в "Манифесте флексистов", написанном осенью 1994 года и подписанном флексистским псевдонимом +В.
МАНИФЕСТ ФЛЕКСИСТОВ
Флексисты убеждены в существовании абсолютного и безусловного
смысла форм. Бесконечное число возможных форм соответствует бесконечному
числу возможных смыслов. Любой процесс возникновения формы - будь то рост
коралла, появление морозных узоров на стекле или росчерк пера - есть реализация
некоторого смысла, откровение смысла о самом себе. Не играет никакой роли
способ воплощения той или иной формы - является ли она порождением неорганической
или живой природы, произвел ее на свет строительный инстинкт насекомого
или вдохновение художника - любая форма есть живая манифестация смысла.
Будучи освобожденными от груза предметных ассоциаций, формы обнаруживают
способность вступать друг с другом во всевозможные взаимоотношения. Эти
взаимоотношения, так же, как и сами формы, имеют прямые соответствия в
мире идей.
Из вышесказанного с необходимостью вытекает возможность языка отвлеченных
форм. способного оперировать любыми смыслами и идеями, мыслями и чувствами.
Такой язык мы называем словом "ФЛЕКС". Так же мы называем построенную
на его основе графику.
Особость базового языка обуславливает место флекс-графики среди иных искусств
и - одновременно - ее отличие от них. Из напрашивающихся аналогий самая
верная - музыка, наиболее ложная - абстрактная живопись. Флекс не имеет
никакого отношения ни к абстрактной, ни к "реалистической" живописи.
Последняя надстраивает смысл над реальностью, первая конструирует собственные
пространства, сугубо художественные, сугубо человеческие. Флекс же имеет
дело с реальностью до-пространственной, до-человеческой. Не конструирование
смыслов, а их отыскание, не самовыражение само по себе, но обнаружение
своей причастности миру и вечности - таков путь флексиста.
Осознание сакральности творчества заставляет по-иному относиться к категории
эстетического. Флекс не предназначен для непосредственной эстетической
реакции - хотя и не исключает ее. Внешняя красивость работы может быть
приятным побочным результатом флекс-творчества, но не главной его целью.
Внутренняя смысловая красота, красота игры смыслов является главной ценностью
во флексе и оправданием его как графической школы. Первичная эстетическая
реакция может быть только помехой для восприятия красоты этой игры. Эстетика
всегда расставляет акценты и потому неизбежно идеологична. Воспринимая
формы эстетически, человек попадает в зависимость от принципов восприятия
и оценок той или иной самодовлеющей эстетики, насильно означивающей формы
и сплавляющей условное и безусловное в одно неразложимое целое. Лишь методично
вынося эстетическое за скобки, наблюдая формы беспристрастно и бесстрастно,
возможно воспринять их непосредственный, безусловный смысл, очищенный от
случайных наслоений оценочного, и вступить с ними в равноправный диалог,
точнее - в игру.
Избегая предварительной эстетической оценки, относясь с доверием к форме
флексист, рисуя и воспринимая флекс, равно как и любые другие формы внешнего
мира, с восторгом и восхищением наблюдает за игрой, возникающей между смыслами,
воплощенными в нем самом и смыслами, представленными в графических формах.
Иначе говоря, смысл флекса как эстетической деятельности можно сформулировать
как отказ от воспроизводства наученной эмоциональной реакции и вслушивание
в голос самого наблюдаемого предмета - в нашем случае в голос формы.
Флексист верит, что любая вещь в мире обладает собственным смыслом, не
зависящим от человеческой оценки, и считает его столь же ценным, как собственное
существование. Такое доверие к миру, как к божественному творению, готовность
утверждать мир как божественное творение является главным творческим принципом
флексиста.
Именно этого доверия совершенно недостает современному искусству.
Именно это доверие Флекс несет в мир.